Логотип

Автоматизация звука Ф в слогах и словах

Содержание статьи

Дефекты звукопроизношения могут в значительной степени исказить речь ребенка. Могут встречаться замены, пропуски звуков. В результате этого речь малыша становится малопонятной для окружающих его людей.

В задачу логопеда входит исправление дефектов звукопроизношения. Ребенок должен произносить правильно каждый звук родной речи. При этом он должен делать это автоматически, т.е. не задумываясь.

До автоматизации звука Ф необходимо научиться произносить изолированно автоматизируемый звук. Когда ребенок научится четко произносить [Ф], можно переходить к автоматизации, т.е. обучению ребенка правильно и не задумываясь произносить звук в слогах и словах, предложениях, а также в связной речи.

При изолированном произношении звука Ф, должна быть следующая артикуляция:

  • Губы напряжены. Нижняя губа прижата к верхним резцам, оставляя узкую щель посередине. Верхняя губа чуть выдвинута вперед и приподнята.
  • Расстояние между резцами небольшое.
  • Язык пассивен, находится в положении, зависящем от следующего произносимого звука.
  • Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.
  • Голосовые связки разомкнуты.
  • Воздушная струя рассеянная.

Автоматизация звука Ф в слогах

Первый этап автоматизации – ребенок должен повторить за логопедом слоги. Автоматизация Ф в прямых слогах:

ФА – ФА – ФА                  ФА – ФО – ФУ – ФЫ

ФО – ФО – ФО                 ФЫ –ФУ – ФА – ФО

ФУ – ФУ – ФУ                   ФО – ФА – ФУ – ФЫ

ФЫ – ФЫ – ФЫ                ФУ – ФО – ФЫ – ФА

В обратных слогах:

АФ – АФ – АФ

ОФ – ОФ – ОФ

УФ – УФ – УФ

ЫФ – ЫФ – ЫФ

Автоматизация звука Ф в словах

Слова необходимо проговаривать четко, выделяя автоматизируемый звук Ф. Можно повторять по 2-3 раза для лучшего усвоения материала.

Автоматизация Ф в начале слова:[ФА] – фауна, фата, фара, фактор, фабрика, факт, факел, фазан, фасоль.[ФО] – фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма.[ФУ] – фунтик, футбол, фунт, фужер, фургон, фуга.[ФЫ] – фыркать, фырчать.В середине слова:Пифагор, профан, сарафан, графа, арфа, олифа, софа;рифы, софы, арфы;телефон, патефон, магнитофон, реформа, бутафор, пафос;конфуз, тайфун.В конце слова:паф, граф, шарф, фотограф, жираф;миф, пиф, гриф;удав(ф), обрыв(ф), порыв(ф).Со стечением согласных:фраза, фрак, фрамуга, фрау, фрукты, фруктовый, Фрося;кафтан, кофта, лифты, кофты;флагман, флакон, флаг, флажок, флот, фланель, флотский.

  • [ФА] – фауна, фата, фара, фактор, фабрика, факт, факел, фазан, фасоль.
  • [ФО] – фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма.
  • [ФУ] – фунтик, футбол, фунт, фужер, фургон, фуга.
  • [ФЫ] – фыркать, фырчать.

В середине слова:

  • Пифагор, профан, сарафан, графа, арфа, олифа, софа;
  • рифы, софы, арфы;
  • телефон, патефон, магнитофон, реформа, бутафор, пафос;
  • конфуз, тайфун.

В конце слова:

  • паф, граф, шарф, фотограф, жираф;
  • миф, пиф, гриф;
  • удав(ф), обрыв(ф), порыв(ф).

Со стечением согласных:

  • фраза, фрак, фрамуга, фрау, фрукты, фруктовый, Фрося;
  • кафтан, кофта, лифты, кофты;
  • флагман, флакон, флаг, флажок, флот, фланель, флотский.

Автоматизация звука Ф в словосочетаниях

Для примера приведем несколько словосочетаний, которые можно использовать для автоматизации. Обратите внимание, что некоторые слова содержат звук Р, который сложен в постановке, поэтому если ребенок еще не освоил его, то нужно выбирать предложения, где этот звук отсутствует.

  • Патефон у Фаи.
  • На фаэтоне фортепиано.
  • Фата из тафты.
  • Фаина кофта.
  • Фазан в фольге.
  • Футбольный фанат.
  • Фагот фальшивит.
  • Фантик из фольги.
  • Фабрикант на фабрике.

Автоматизация звука Ф в предложениях

Нужно повторять следующие предложения, четко выделяя автоматизируемый звук:

  • «Граф несет факел», «Факир показал фокус», «У Фомы кафтан», «Фома купил телефон», «У Фроси флажок» (из трех слов).
  • «На фабрике горят фонари», «У сарафана хороший фасон», «У Фроси красивая кофта» (из четырех слов).
  • «Фома кладет шарф в шкаф», «У Фроси кофта из фланели» (из пяти слов).

Автоматизация звука Ф с помощью загадок

Нужно повторить загадки и в конце ответить на них (ответ – слово, содержащее звук Ф):

«Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет».

Ответ: фотоаппарат

«Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями с деревьев».

Ответ: жираф

«Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки».

Ответ: футбольный мяч

Автоматизация звука Ф в тексте

Логопед предлагает ребенку прослушать рассказ, после чего пересказать его:

«Фома, Афоня и Фрол пошли гулять. Фома и Афоня стали играть в футбол. Фрол не захотел играть в футбол. Он подошел к ручейку и стал пускать кораблики. Во флотилии было три корабля. На каждом корабле был флаг. Корабли были такие красивые. Фоме и Афоне очень понравилась игра Фрола, и ребята тоже стали пускать корабли».

Автоматизация звука Ф в стихах

Стихотворения должны подбираться в соответствии с возрастом ребенка и уровнем его интеллектуального развития. Все слова и смысл самого стихотворения должны быть понятны ему.

Для примера приведем несколько стихов:

«Посмотрите! Посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

Кто флажок подарил?

Митя сам смастерил».

«Продаётся очень срочно

Наш старинный граммофон.

Вот для справок телефон…».

«Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет.

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?».

Автоматизация звука Ф в играх

В процессе автоматизации важно проводить занятия в игровой форме, почаще используя визуальные материалы. Так вы сохраните интерес ребенка, при этом он не будет воспринимать упражнения как принуждение.

Игра "Один – много"

Смысл игры в том, что логопед (или родитель ребенка) произносит слово в единственном числе, а задача ребенка произнести его во множественном:

Фонтан – фонтаны.

Фокус – фокусы.

Сарафан – сарафаны.

Телефон – телефоны.

Лифт – лифты.

Кофта – кофты и т.д.

Игра "Закончи предложение"

Ребенку предлагается прослушать предложение и закончить его по смыслу. Поэтому важно подбирать простые предложения, соответствующие развитию ребенка:

В цирке часто показывают…. (фокусы).

Мама завязала дочке на шее…. (шарф).

Чтобы позвонить своему другу, нужно взять…. (телефон).

На улице горят… (фонари).

Вечером у машин горят… (фары).

Занятия с ребенком должен проводить логопед, а родители закреплять и автоматизировать поставленный звук в домашних условиях. Важно использовать побольше картинок и других визуальных материалов, чтобы интерес к занятиям сохранялся. Поправляйте ребенка, если он что-то произносит неправильно, в максимально корректной форме добиваясь от него правильного звукопроизношения.

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.

Файлы для скачивания

  • Игровое пособие Автоматизация звука Ф
    0.28 MB
  • Автоматизация звуков Ф-Фь
    0.02 MB
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее