Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Содержание статьи
Игры-стишки с движениями — это уникальное сочетание поэзии, ритма и физических действий. Они помогают развивать речь, слуховое внимание, координацию движений, мелкую и общую моторику. Такие игры особенно полезны для логопедов и дефектологов в работе с детьми от 2 до 6 лет.
В этой статье вы найдете подборку лучших игр-стишков с движениями, которые легко использовать на занятиях, в группе или дома с ребенком.
Почему игры-стишки полезны для логопедических занятий
- Развивают речь: благодаря ритму и рифме дети быстрее запоминают новые слова.
- Снимают напряжение: движение помогает справиться с усталостью и гиперактивностью.
- Формируют навыки общения: игры проводятся в паре или группе, что способствует развитию диалогической речи.
- Тренируют память и внимание: ребенок учится следить за текстом и повторять движения.
Подборка игр-стишков с движениями
«У меня пропали руки»
У меня пропали руки. Где же наши ручки?
Где вы, рученьки мои? (прячем руки за спину)
Раз, два, три, четыре, пять
— Покажитесь мне опять! (показываем руки)
(варианты с ушками и глазками — аналогично)
«Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делаем ручками ушки на голове и ими шевелим)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопаем в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгаем)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Польза для речи: помогает развивать интонацию и координацию движений.
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим-рубим, (ударяем ребрами ладоней об стол)
Мы капусту солим-солим, ("солим" щепотками обеих рук)
Мы капусту трем-трем, (потираем ладошки)
Мы капусту жмем-жмем. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Эффект: развитие мелкой моторики, активизация речевых центров.
«Ножки бежали по дорожке»
Ножки, ножки бежали по дорожке. (просто побегать)
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прибежали на лужок,
Потеряли сапожок.
(прыгать на двух ногах, а на последних словах присесть на корточки и повернуться то в одну, то в другую сторону, будто ищешь сапожок)
Эффект: тренировка дыхания, координации и слухового внимания.
«Шла коза на каблуках»
Шла коза на каблуках
В модных красных сапогах (идем на носочках)
По дорожке: цок-цок-цок!
Поломала каблучок. (идем прихрамывая)
Вот коза на одной ножке
Поскакала по дорожке
Прыг-скок, прыг-скок! (скачем на одной ножке)
Вновь сломала каблучок! (осторожно падаем на пол)
Вот коза сняла сапожки,
Зашагала по дорожке:
Топ-топ! Топ-топ!
Как легко без каблуков! (весело шагаем)
Эффект: развитие чувства ритма, формирование правильной походки.
«Шел король по лесу»
Шел король по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
(ходим по кругу, взявшись за руки)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!
(выполняем действия по тексту; в конце обнимаемся или здороваемся за руку)
Эффект: развитие социального взаимодействия.
«Комары и мошки»
Комары и мошки,
Тоненькие ножки (приплясываем, держа руки на поясе)
Пляшут на дорожке.
Ножками — топ-топ! (топаем ножками)
Ручками — хлоп-хлоп! (хлопаем в ладоши)
Близко ночь — Улетели прочь! (машем руками, как крыльями)
Эффект: развитие слухового внимания и чувства ритма.
«Дует ветер нам в лицо»
Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу)
Закачалось деревцо (руки вверх, качаем)
Ветерок все тише, тише. (приседаем)
Деревцо все выше, выше. (подпрыгиваем вверх)
Эффект: дыхательная гимнастика в игровой форме.
«Мишка с куклой»
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри.
И в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают — раз, два, три!
Мишке весело, мишке весело,
Вертит мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой как весело, ой-ой-ой!
Мы попробуем эту полечку,
Эту полечку станцевать.
Разве можем мы, разве можем мы,
Разве можем мы отставать!
Мишке весело, мишке весело,
Вертит мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой как весело, ой-ой-ой!
Эффект: развитие эмоциональной выразительности и памяти.
Вывод
Игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет — это эффективный инструмент логопеда. Они делают занятия веселыми, помогают закреплять речевые навыки, развивают моторику и внимание. Попробуйте использовать эти стишки на своих занятиях — дети с удовольствием будут повторять движения и слова, а коррекционная работа станет более продуктивной.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Используйте этапный подход в работе с детьми с алалией
Узнайте, как поэтапно строится логопедическая работа с детьми с алалией. В статье рассматриваются задачи начального этапа, роль неречевых функций и комплексный подход к коррекции речи.
Постройте доверительные отношения с детьми: советы Людмилы Петрановской о привязанности
Узнайте советы Людмилы Петрановской о том, как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, сохранить доверие со школьником и выстроить отношения в семье.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.