Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Содержание статьи
В работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) важнейшей задачей является формирование самостоятельности и развитие активной позиции ребенка. Одним из эффективных методов является создание ситуаций выбора, где ребенок сам принимает решение, используя предложенные логопедом наглядные средства. Такой подход помогает не только повысить мотивацию к занятию, но и способствует развитию речи, внимания и коммуникативных навыков.
Почему важен выбор для ребенка с ЗПР
Выбор можно рассматривать как ключевой элемент системно-деятельностного подхода. В этот момент ребенок становится активным участником образовательного процесса: он изменяет свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, принимает решения и пробует новые способы деятельности.
У детей с ЗПР наблюдаются:
- задержка психомоторного развития;
- трудности в развитии общей и мелкой моторики;
- недостатки координации и чувства ритма;
- сниженная познавательная активность и быстрая утомляемость;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- трудности в речевом общении и низкая речевая активность.
Поэтому организация ситуаций выбора с опорой на наглядный материал помогает включить ребенка в процесс и развивать его самостоятельность.
Как использовать ситуации выбора на логопедическом занятии
Создание ситуации выбора — это не случайный элемент, а продуманный метод коррекционно-развивающей работы. Взрослый подбирает формы и приемы, которые позволяют ребенку почувствовать себя субъектом образовательного процесса.
В работе можно использовать:
- проектный метод (например, выбор темы мини-задания);
- игровые ситуации (подбор карточки с нужным персонажем);
- исследовательские задания (поиск решения среди нескольких вариантов);
- проблемные ситуации (выбор правильного действия в речевой игре).
Толмакова М. А. выделяет несколько вариантов предоставления выбора детям:
- выбор деятельности и материалов;
- выбор способов выполнения задания;
- последовательность действий;
- выбор партнера по деятельности;
- даже нравственный выбор.
Практическое применение карточек
В логопедической практике удобно использовать карточки с условными изображениями:
- предметные картинки;
- сюжетные изображения;
- символы или пиктограммы.
С их помощью ребенок может сам определить:
- форму артикуляционной или пальчиковой гимнастики;
- речевую игру, которая будет проведена;
- способ подачи сигнала в фонематических играх.
Такой метод повышает вовлеченность детей, делает коррекционные занятия более результативными и помогает формировать устойчивые речевые навыки.
✅ Вывод: ситуации выбора при работе с детьми с ЗПР — это эффективный способ формирования самостоятельности, повышения мотивации и развития речи. Использование карточек и других наглядных средств делает занятия более интересными и значимыми для ребенка.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Работа с детьми с ЗПР
По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс...
Сензитивные периоды развития ребенка
Статья о сензитивных периодах развития ребенка.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.