Логотип

Использование наглядных средств для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР

Данная статья ориентирована на практикующих учителей-логопедов. В данной статье подчеркивается мысль о необходимости создания ситуации выбора на логопедических занятиях для развития самостоятельности у детей с ЗПР.

Выбор можно отнести к одному из важных признаков системно-деятельностного подхода, так как процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.

В статье представлен опыт применения учителем-логопедом наглядных средств (карточек) для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР.

Ключевые слова: дети с ЗПР, создание ситуации выбора, карточки для выбора.

У детей с ЗПР проявления задержки являются выраженными и проявляются в отставании в развитии психомоторных функций, недостатках общей и мелкой моторики, координационных способностях, чувстве ритма; недостаточной познавательной активности нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью; незрелости эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности; задержке в развитии и своеобразии игровой деятельности; в отставании в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка, низкой речевой активности.

Коррекционно-развивающая работа с детьми  с ЗПР должна соответствовать принципу развивающего образования, целью  которого является развитие ребенка. Для достижения положительной динамики в работе с детьми с ОВЗ необходимы современные технологии, средства и приемы обучения. В ФГОС также подчеркивается, что должна измениться и позиция самого ребенка. Ребенок должен стать субъектом образовательного процесса, те есть иметь активную позицию и возможность выбора заданий.

Ситуации выбора для ребенка создает взрослый, используя для этого различные методы (проектный, игровой, исследовательский, проблемные ситуации). Стимульным материалом для создания ситуации выбора  могут стать задания, связанные с жизненным опытом; на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов,  поиск и предложения различных способов решения задач, познавательно-исследовательская деятельность. (3)

Толмаковой М. А. предложены примерные варианты предоставления выбора детям дошкольного возраста в условиях детского сада: выбор деятельности, материалов, способов деятельности, последовательных действий, партнера деятельности, содержания деятельности, нравственный выбор. (3)

Каким образом можно предоставить выбор на логопедических занятиях ребенку с ЗПР?

В качестве наглядного материала для создания ситуации выбора на логопедических занятиях можно использовать карточки с условным изображением (предметным или сюжетным изображением, символами или пиктограммами) различных игр. Так, например, с опорой на карточки, ребенок сам может выбрать форму проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, речевую игру, способ подачи сигнала в процессе фонематических игр  и т. п.

Изображение к статье: Использование наглядных средств для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР
Изображение к статье: Использование наглядных средств для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР

Использование наглядных средств

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.

Файлы для скачивания

  • Использование наглядных средств
    0.74 MB
Заголовок, который будет отображаться под изображением

Заголовок, который будет отображаться под изображением

Краткое описание или призыв к действию

Подробнее