Логотип

Социализация детей дошкольного возраста в семье

В первые месяцы после рождения ребенку вполне хватает тесного контакта со своими родителями. Он остро нуждается в их ласке, внимании и заботе. Но по мере взросления малыш начинает нуждаться в дополнительных источниках коммуникации – он стремится общаться со своими сверстниками, своими братьями, сестрами, активно познает окружающий его мир. В рамках этих взаимодействий ребенок обучается правилам поведения в социуме, учится строить взаимоотношения с окружающими его людьми.

Комплексное развитие личности невозможно без социализации – это процесс усвоения ребенком психологических установок, паттернов поведения, ценностей и социальных норм, которые позволяют ему быть полноценным членом общества. Человек – это существо биосоциальное, поэтому он нуждается в социализации для того, чтобы выжить.

Сначала проводится первичная социализация ребенка в семье, после чего этот процесс проходит в обществе. Она крайне важна, являясь по сути базой, на основании которой происходит остальная социализация.

Особенности воспитания и социализации детей в семье

Семья – это то место, где ребенок получает первичные представления о социальных нормах, правилах поведения и ценностях. До определенного возраста она является единственным источником получения этих навыков и знаний, являясь базовым тренингом личности ребенка.

Нравственное воспитание детей способствует выработке таких жизненно важных качеств, как правдивость, честность, эмпатия, отзывчивость, готовность к взаимовыручке, дисциплинированность, вежливость, самообладание и скромность. Помимо этого, в ребенке воспитывается четкое неприятие отрицательных качеств характера, что и делает малыша полноценным членом общества, который живет по его правилам, не противопоставляя себя общепринятым ценностям.

Основные этапы социализации ребенка в семье

Есть несколько стадий социализации:

  • Первичная (или адаптация). Как правило, продолжается с первых месяцев жизни до подросткового периода. В это время ребенок усваивает всю информацию и получает опыт без критической оценки. Он подстраивается, приспосабливается к происходящему и подражает.
  • Этап индивидуализации. У ребенка появляется желание выделить себя как личность на общем фоне. Уже возникает критическое отношение к устоявшимся общественным нормам. Развивается индивидуальность личности, но мировоззрение еще нельзя назвать окрепшим.
  • Стадия интеграции. Возникает желание стать частью общества, при этом подобная интеграция происходит без проблем, если свойства индивида не противоречат общепринятым нормам общества.

Если по каким-то причинам личностные проявления человека не принимаются обществом, то дальнейший сценарий может быть разным. Первый вариант – человек сохраняет свою индивидуальность и может вступать в дальнейшие конфликтные взаимоотношения с обществом. Второй вариант – человек принимает «правила игры», т.е. подстраивается, адаптируется и демонстрирует согласие с принятыми правилами поведения и ценностями.

Изображение по разделу: Основные этапы социализации ребенка в семье

Воспитательный потенциал семьи

Социальное развитие и воспитание ребенка немыслимо без полноценного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Ставится задача повысить воспитательный потенциал семьи.

Он состоит из нескольких составляющих:

  • Биологического (состояние психики, сформированное наследственными факторами).
  • Экономического (уровень заработка родителей, владение недвижимостью, автомобилем и т.д.).
  • Психологического (форма взаимоотношений в семье, какие функции выполняют родители внутри, наличие у них педагогических способностей и т.д.).
  • Социального (социальный статус родителей, их принадлежность к определенному этносу, уровень образования и профессия, уровень культурного развития).

Соответственно, воспитательный потенциал семьи представляет собой перечень определенных факторов, которые и определяют, какой именно является семья. Все эти факторы в той или иной степени влияют на успешность воспитания и комплексного развития личности ребенка в семье.

Можно выделить две общие группы семей:

  1. С высоким воспитательным потенциалом. В таких семьях родители воспринимают ребенка как полноценную личность, понимают, насколько важным является его развитие. Соответственно, сам ребенок находится в благоприятной обстановке, наблюдает за положительными ролевыми моделями поведения, поэтому воспринимает семью как что-то позитивное и правильное.
  2. С низким воспитательным потенциалом. В таких семьях родительство, как функция, не является базовой ценностью. Неправильно выстроенные взаимоотношения родителей и ребенка, неправильные методики воспитания – все это приводит к формированию у ребенка делинквентного поведения, беспризорности, неправильному пониманию у индивида своего места в обществе.
Изображение по разделу: Основные этапы социализации ребенка в семье

Семья – это целый мир для ребенка, в котором он существует, функционирует, делает какие-то открытия, учится чувствовать различные эмоции, включая сочувствие. Здесь он получает жизненно необходимо чувство собственной безопасности, которое позволяет ему без опасения взаимодействовать с окружающим его миром.

Благоприятные условия социализации ребенка в семье влияют на успешность взаимодействия индивида в социуме. Только чувствуя заботу родителей (в первую очередь – матери), он получает возможность развиваться, в результате чего он и становится частью общества. Безусловно, большую роль играют и другие институты социализации (школа, сверстники, средства массовой информации), но именно семья закладывают необходимую базу.

Методики воспитания

Социализация ребенка в семье заключается в его правильном воспитании, чтобы он получил основу для прочного вхождения в жизнь. Он должен научиться решать за себя и нести ответственность за то, что он делает.

Есть несколько неправильных методик воспитания:

  • По типу «неприятия». Такая ситуация возникает, когда само рождение малыша в семье не было запланировано. Более того, оно было нежелательным. По сути, вместо воспитания, какого-то поощрения и похвалы за правильные поступки, ребенок получает только лишь жесткий контроль во всех сферах и суровые наказания. Это самый негативный пример неправильного воспитания.
  • По типу «сверхсоциализации». В таких семьях ребенок появляется не потому, что этого действительно хотят оба родителя, а потому что общество диктует такую необходимость («так надо»). Достаточно часто такие родители выполняют свою родительскую функцию с какой-то ненормальной педантичностью и регламентированностью: они воспитывают ребенка на основании «идеальных» советов, хотят сделать из него самого прилежного ученика, поэтому оценки в школе становятся самоцелью. В большинстве случаев результат достигается, т.е. ребенок действительно хорошо учится, правильно ведет себя, но его эмоции подавлены. В результате этого развивается страх перед возможными неудачами, который может доходить до крайне точки. Часто развиваются неврозы.
  • Тревожно-мнительное. В таких семьях родители очень боятся за здоровье и благополучие малыша, что порой доходит до абсурда. Часто встречается у тех родителей, у которых рождается поздний (или первый) ребенок. Наблюдается гиперопека, ребенка стараются предостеречь от всего на свете («не ходи на улицу – там злые люди»). На фоне этого развивается инфантилизм, отсутствие самостоятельности, нерешительность и заниженная самооценка.
  • Эгоцентрическое. В этом случае ребенок становится смыслом жизни, он главный в семье. Ему все позволено, к нему нет особых требований, в то время как интересы других членов семьи не принимаются во внимание. На этом фоне развивается эгоизм, что чревато огромными проблемами со сверстниками – они просто не воспринимают его так, как он привык в семье. В итоге внутри семьи он продолжает быть объектом обожания, а в среде сверстников часто становится изгоем.

Как не допустить ошибок

Процесс социализации ребенка в семье требует от родителей большой работы, ведь от правильности или неправильности их действий, собственного поведения и практикуемых методах воспитания, зависит то, каким именно вырастит их ребенок.

Есть несколько общих рекомендаций, которые помогут в этом вопросе:

  • Воспринимайте своего малыша как личность. Никаких крайностей в воспитании.
  • Формируйте в нем адекватную самооценку. Любой перегиб недопустим. Если самооценка будет низкой, то ребенок будет нерешительным, поддающимся чужому влиянию. При высокой самооценке снижается критичность к своим действиям, ребенок считает свое мнение единственно правильным.
  • Ребенок должен участвовать в делах семьи. У него должен быть круг определенных обязанностей, которые ему посильны (уборка в своей комнате, покупка хлеба и т.д.).
  • Развивайте его силу воли. Не нужно его оберегать от всего на свете – в ребенке должна развиваться смелость, терпение, выносливость. Он должен уметь достигать своей цели.
  • Приучайте его к планированию своих действий.
  • На собственном примере демонстрируйте правильную модель поведения и общения. Он должен понимать, как ему общаться с его сверстниками и другими людьми.

Процесс социализации в семье предполагает прививание таких качеств, как доброта, сострадание, ответственность и сочувствие к другим людям. Во многом именно наличие эмпатии характеризует человека как полноценную личность.

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.
Заголовок, который будет отображаться под изображением

Заголовок, который будет отображаться под изображением

Краткое описание или призыв к действию

Подробнее