Автоматизация звука К: упражнения и задания
Содержание статьи
Автоматизация звука К начинается только после того, как ребенок научился изолированно произносить этот звук. При автоматизации важно произносить слова и словосочетания четко, не торопясь, проговаривая автоматизируемый звук. При необходимости можно повторять по 2-3 раза.
Для начала нужно понимать, как правильно произносить [К]. Артикуляция следующая:
- Губы в раскрытом положении, в нейтральной позиции.
- Зубы разомкнуты.
- Кончик языка находится у нижних зубов, не касаясь их. Передняя и средняя часть спинки языка опущены (задняя часть приподнята, упирается в мягкое нёбо). Боковые края языка немного касаются задней части твердого нёба.
- Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в полость носа.
- Голосовые связки разомкнуты (нет голоса).
- Струя воздуха выходит через рот, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом. Выдох сильный.
Автоматизация звука К в слогах
Как правило, автоматизация звука К начинается в прямых слогах:
КА – КА – КА КА – КО – КУ – КЫ
КО – КО – КО КО – КУ – КЫ – КА
КУ – КУ – КУ КУ – КЫ – КА – КО
КЫ – КЫ – КЫ КЫ – КА – КО – КУ
Автоматизация звука К в обратных слогах:
АК – АК – АК АК – ОК – УК – ЫК
ОК – ОК – ОК ОК – УК – ЫК – АК
УК – УК – УК УК – ЫК – АК – ОК
ИК – ИК – ИК ЫК – УК – ОК – АК
ЕК – ЕК – ЕК ЫК – ОК – УК – АК
ЯК – ЯК – ЯК ЫК – АК – ОК – УК
Автоматизация звука К в слогах со стечением согласных:
КВА – КВО – КВУ – КВЫ КНА – КНО – КНУ – КНЫ
КВО – КВУ – КВЫ – КВА КНО – КНУ – КНЫ – КНА
КВУ – КВЫ – КВА – КВО КНУ – КНЫ – КНА – КНО
КВЫ – КВА – КВО – КВУ КНЫ – КНА – КНО – КНУ

Автоматизация звука К в словах
Автоматизация [К] начинается после постановки и автоматизации звука в слогах. Слова нужно произносить четко, не торопясь. При необходимости их можно повторять.
Автоматизация звука К в начале слова
- [КА] – кавун, кайма, камень, камин, канава, канат, канва, канонада, кантата, каноэ, канун, каньон, капать, капитан, капот, катать, катание.
- [КО] – кок, кокон, койка, копейка, конь, кот, ком, кофе, кофейник, комбинат, команда, комедия, комната, комитет, конвой, конфета, копыта.
- [КУ] – кубик, кукушка, кубок, кум, кусок.
Автоматизация К в середине слова
- накануне, накат, пикап, покатый, тикать, декан;
- окунь, покупать, покупка, якут, откусил;
- покос, покой, закон.
Автоматизация К в конце слова
- пока, пика, кепка, мойка, майка, манка, дудка, детка, ветка, ватка, будка, банка, мука, папка;
- булку, дочку, миску, точку;
- далеко, молоко.

Автоматизация звука К в словах, заканчивающихся на [К]
- бак, так, мак;
- домик, веник, бантик, ролик, тюбик, охотник, финик, путник, пик, маховик;
- паук, тук, внук, бук, звук, сук;
- сок, каток, комок, замок, смычок, бычок, звонок, петушок, мешок;
- як, маяк.
Автоматизация К в словах с двумя звуками К:
- каток, капкан, какао, какаду, катушка, кабачок, каблук;
- кушак, кулак, кубик, кукушка;
- колокол, коллекция, колобок, комок, копейка;
- клубок, клубника, квакать.

Автоматизация звука К в словосочетаниях
Для автоматизации звука К можно использовать следующие словосочетания:
- Мяукать под окном.
- Купать коней в Оке.
- Покупать Кате кофту.
- Коптить окуней.
- Выкопать канаву.
- Командовать конвоем.
- Катать комок.
- Куковать «Ку-Ку».
Автоматизация звука к в предложениях
Автоматизация звука К – это поэтапный процесс, поэтому после проговаривания слов и словосочетаний, можно переходить к автоматизации звука К в предложениях.
В качестве примера приведем несколько:
- У Коли коллекция марок.
- Конь перепрыгивает через канаву.
- Всадник скачет на резвом коне.
- Катя наливает воду в бак.
- Дети носят тетради в папке.
- Вика занимается фигурным катанием.
В приведенных примерах присутствует звук Р, который традиционно сложен при постановке, поэтому если ребенок еще не освоил его, то нужно подбирать те слова, где он отсутствует.
Автоматизация звука К в стихах
«Петушок
Петушился, петушился
Забияка-петушок.
Забияке где-то в драке
Оторвали гребешок.
Ходит он без гребешка,
Не похож на петушка».
Е. Авдиенко
«Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон».
«На кокосы, на кокосы
Налетели мы как осы!
А кокосы высоко,
А в кокосах молоко».
«В лесу одна смешная птица
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
Петь как петух: «Ку-ка-ре-ку!».
Р. Фархади

Автоматизация звука К. Игра «Один – много»
Кабан – кабаны,
кабина – кабины,
камень – камни,
канава – канавы,
капкан – капкан,
конь – кони,
кот – коты,
канат – канаты,
комета – кометы,
конфета – конфеты,
команда – команды,
комната – комнаты.
Игра «1-2-5»:
одна копейка – две копейки – пять копеек,
один куманек – два куманька – пять куманьков,
один какаду – два какаду – пять какаду.
Автоматизация звука К в связной речи
Автоматизация звука К при помощи прослушивания рассказа и ответа на ряд простых вопросов.
«Колобок»:
У леса на опушке стоит избушка. А живет в избушке Колобок–румяный бок. Колобок – мастер сказки рассказывать. Катится колобок по дорожке, кого ни встретит, сказу расскажет. Любят сказки колобка и Мышка-норушка, и Лягушка-квакушка, и Петушок-золотой гребешок.
Вопросы: Где стоит избушка? Кто живет в избушке? Что умеет Колобок? Кому нравятся сказки Колобка?
Автоматизация звука К – это процесс, в котором должен участвовать не только логопед, но и родители малыша. Дома можно повторять упражнения, побольше используя визуальные материалы – изображение слов с автоматизируемым звуком в картинках.
Во время занятий не нужно ругать ребенка за то, что у него что-то не получается. Напротив, важно хвалить его, но при этом сразу же поправлять, если он что-то произносит неправильно.

Содержание статьи
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Коррекция щечного сигматизма
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееДругие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!