Звук [Ц] относится к свистящей группе, но его артикуляция сложнее, чем у [З] и [С]. К коррекции необходимо приступать после правильной постановки других свистящих. Фонема [Ц] появляется в возрасте 3-4 лет, поэтому если ребенок не выговаривает ее к 4-м годам, то необходима консультация логопеда.
Звук [Ц] может быть сложен в произношении, потому что он соединяет в себя [Т] и [С]. Произносить его нужно следующим образом:
Выдыхаемая струя воздуха не просто направленная, а толчкообразная, т.е. при произношении звука Ц нужно выталкивать воздух.
Автоматизацию Ц в слогах нужно проводить только после того, как ребенок научится проговаривать этот звук изолированно.
Автоматизация Ц в обратных слогах:
АЦ – ОЦ – УЦ УЦ – ЭЦ – АЦ ЭЦ – ОЦ – АЦ
УЦ – ОЦ – АЦ ЫЦ – УЦ – ОЦ ЭЦ – ЫЦ – ОЦ
ОЦ – АЦ – УЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ
Автоматизация звука Ц в прямых слогах:
ЦА – ЦО – ЦЕ ЦИ – ЦО – ЦЫ ЦЫ – ЦЕ – ЦУ
ЦА – ЦУ – ЦО ЦО – ЦА – ЦЫ ЦЫ – ЦО – ЦА
ЦЕ – ЦУ – ЦЫ ЦУ – ЦЕ – ЦО ЦА – ЦЫ – ЦО
Автоматизация Ц в интервокальной позиции:
АЦА – ОЦО – УЦУ ОЦО – ЫЦЫ – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – АЦА
ИЦИ – УЦУ – АЦА ОЦО – ЭЦЭ – УЦУ ЭЦЭ – ЫЦЫ – АЦА
ИЦИ – УЦУ – АЦА УЦУ – ОЦО – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – ОЦО
Со стечением согласных:
ЦВЕ – ЦВА – ЦВО МЦА – МЦО – МЦУ
ЦВУ – ЦВЫ – ЦВИ МЦЫ – МЦЭ – МЦЕ
После того, как ребенок научится четко проговаривать слоги с автоматизируемым звуком, нужно переходить на слова, повышая тем самым сложность занятий.
Следующие словосочетания со звуком Ц в разных частях слова нужно проговаривать четко, выделяя автоматизируемый звук. Сначала проговаривает взрослый, затем ребенок должен повторить. Если он делает это с ошибками, то нужно поправить его и попросить повторить снова.
Для примера приведем несколько словосочетаний:
Предложения нужно подбирать таким образом, чтобы в них не было тех звуков, которые ребенок еще не научился проговаривать:
Тексты нужно подбирать в соответствии с уровнем развития ребенка, чтобы понимал их и мог повторить.
Текст «На границе»: «Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика».
Текст «Цып»:
«У мамы – курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыплёнка звали Цып. Цып был очень любопытным цыплёнком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, он решил заглянуть в него и чуть не упал в колодец. Мама – курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала».
Текст «Семья Цветковых»:
«В станице у нас все знают семью Цветковых. Цветковы – знаменитые цветоводы. На улице у дома Цветковых, в саду, в палисаднике под окнами, на окнах в комнате – всюду у Цветковых цветут цветы. Это глицинии и гиацинты, цинния и опунция».
«Вот в цирке публика шумит,
Вот фокусник в цилиндре,
Вот циркуль в воздухе кружит –
Кривые чертит линии.
Вот черепаха в панцире
Заняться хочет танцами».
«Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать».
«Над кузницей, мельницей, вьётся метелица,
По лесу танцует и по полю стелется,
А зайцы метелицы не боятся,
Под снегом танцуют и веселятся».
«Любят петь не только птицы:
Ученицы,
Как синицы,
Распевают иногда.
Свищет мальчик круглолицый
Лучше певчего дрозда.
В роще, в парке, в чистом поле
Песнь летит во все концы
Но в одной московской школе
Громче всех поют певцы».
Автоматизация звука Ц помогает ребенку произносить его автоматически, т.е. не задумываясь. Заниматься нужно не только с логопедом, но и самостоятельно в домашних условиях, поэтому здесь очень важна роль родителей. Полезно использовать визуальные материалы с изображением звука Ц, чтобы у ребенка сохранялся интерес к упражнениям. При выборе речевого материала нужно учитывать, чтобы в словах и предложениях не было звуков, которые еще не освоены.
Автор
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!