Дифференциация звуков – это процесс, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или способу и месту образования. Логопедическая работа над дифференциацией звуков З и Ж, направлена на умение отличать данные звуки по акустическим признакам.
Ребенок может произносить их правильно в изолированном виде, но в самостоятельной речи он заменяет их на звуки, которые схожи с ними по звучанию. Эту проблему нельзя игнорировать, ведь ребенок как говорит, так и будет писать в дальнейшем, что чревато проблемами с письмом и чтением в школе.
При произношении З, губы растянуты в улыбке, зубы сближены. Кончик языка упирается в нижние зубы, его спинка выгнута. Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).
При произношении Ж, губы округлены и выдвинуты вперед. Кончик языка поднимается к передней части нёба, не касаясь его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам (спинка приподнята). Язык в виде чашечки. Горло дрожит, голосовые связки работают (есть голос).
Нужно произносить следующие слоги:
ЖА – ЗА ЖО – ЗО ЖУ – ЗУ ЗЫ – ЖИ ЖИ – ЗЫ
ЖЕ – ЗЭ ЗА – ЖА ЗО – ЖО ЗУ – ЖУ ЗЭ – ЖЕ
ЖА – ЖА – ЗА – ЖА ЖО – ЖО – ЗО – ЖО
ЖИ – ЗЫ – ЖИ – ЖИ ЗЭ – ЖЕ – ЗЭ – ЖЕ
ЗУ – ЖУ – ЗУ – ЗУ ЗА – ЗА – ЖА – ЗА
Следующие слова нужно произносить парами:
Следующие слова содержат оба дифференцируемых звука. Произносить их нужно четко: заряжать, железо, жизнь, раздражение, задолжать, возможно, зажать, заложник, забежать, залежи и т.д.
Дифференциация [З] и [Ж] в чистоговорках (для детей в старшей группе)
Необходимо читать следующие предложения, четко выделяя дифференцируемые звуки:
Ребенку необходимо выучить наизусть стихотворение. Подбирать его нужно в соответствии с возрастом ребенка, чтобы оно было ему понятно.
Для примера приведем несколько стихотворений:
Существуют различные игры на дифференциацию звуков Ж и З. К примеру, игра «Помоги ежику» подойдет для младших школьников, поможет не путать эти звуки на письме. Вот ссылка на нее - https://ppt-online.org/519449.
Все вышеперечисленные материалы помогут ребенку научиться произносить [З] и [Ж] правильно. Упражненияможно проводить в домашних условиях, используя картинки для визуализации.
Автор
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!