Логотип

Как научить ребенка выговаривать шипящие звуки

Формирование правильного звукопроизношения происходит у детей постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение отдельных категорий звуков (включая шипящие) считается нормой, но если проблема сохраняется после этого возраста, то это является серьезным поводом для беспокойства и обращения к логопеду. Если игнорировать эту проблему, то неправильное звукопроизношение может остаться с ребенком не только в школе, но и во взрослой жизни.

Неправильное произношение шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) – это достаточно распространенное явление среди детей. Звук Ш является базовым в этой группе, поэтому его постановка является первостепенной задачей.

Изображение к статье: Как научить ребенка выговаривать шипящие звуки

Причины неправильного звукопроизношения шипящих

Неправильное звукопроизношение выражается в том, что ребенок не может правильно выговаривать шипящие звуки, пропускает их, либо присутствует замена («масына» вместо машина).

К основным причинам неправильного звукопроизношения относятся:

  • Особенности физиологии: высокое нёбо, короткая уздечка языка, неправильный прикус, недостаточная подвижность артикуляционного аппарата.
  • Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Родители не отучают ребенка от соски. Они дают пустышку в тот период, когда происходит активное становление речи. Кстати, пристрастие к соске негативно сказывается на формировании прикуса и, как следствие этого, страдает звукопроизношение.
  • Родители разговаривают с ребенком на «детском» языке, сюсюкают, думая, что так ему будет понятнее.
  • Постоянная критика со стороны родителей и требования говорить четко. При этом они не объясняются ребенку, как надо это делать правильно.
  • Нарушения слуха, которые были не замечены в раннем возрасте.
Изображение по разделу: Причины неправильного звукопроизношения шипящих

Как проверить правильность звукопроизношения в домашних условиях

Чтобы определить, какой из шипящих звуков ребенок не может выговорить, можно проверить произношение каждого из них по отдельности. Сначала нужно делать это изолированно, затем в слогах, словах и предложениях.

Вот несколько способов проверки:

  • Необходимо предложить ребенку произнести звуки Ш, Ж, Ч, Щ отдельно, максимально четко и внятно. Можно воспользоваться игровой формой («пчелка зажужжала – жжжжж» и т.д.).
  • Для проверки звука в слогах нужно дать ему задание на повторение слогов: жи-ши, ча-ща, чу-щу и т.д.
  • Для следующего задания понадобятся наглядные материалы, где будут изображены животные или предметы, содержащие шипящие звуки (жираф, щука, шуба, лыжи и т.д.).
Изображение по разделу: Как проверить правильность звукопроизношения в домашних условиях

Артикуляционная гимнастика при неправильном произношении шипящих

Существует большое количество эффективных артикуляционных упражнений, которые являются хорошей базой при постановке правильного произношения шипящих звуков.

Вот несколько из этих упражнений:

  • «Прячем конфету». Язык широкий, в расслабленном положении. Его нужно положить на нижнюю губу блинчиком. Далее на язык кладется небольшой кусочек зефира, и ребенок должен спрятать его языком, приклеив к верхнему нёбу. Все действия нужно проводить без спешки.
  • «Грибок». Ребенок широко улыбается, показывая зубы, затем он должен присосать язык к нёбу. В этом положении нужно открыть рот настолько, насколько это возможно.
  • «Желобок». Ребенок показывает широкий расслабленный язык, затем кладет его блинчиком на нижнюю губу (рот слегка приоткрыт). Далее край языка прижимается к боковым углам рта, сам язык немного сужается, образуя желобок.

Дыхательные упражнения

Суть дыхательной гимнастики сводится к подготовке артикуляционных органов к дальнейшей постановке шипящих.

Вот для примера несколько упражнений:

  • «Забей в ворота». На столе находятся импровизированные ворота, в которые ребенок должен «забить», дуя на ватные шарики так, чтобы они оказались внутри ворот. Специалист должен следить за правильной артикуляцией ребенка.
  • «Снежинки на носу». Ребенок должен сдуть ватный комочек со своего носа. Движения челюсти при этом должны быть правильными: широкая улыбка, язык на верхней губе.
  • «Листья летят». Специфика упражнения аналогична, т.е. ребенок должен дуть на листья (можно заменить полосками из цветной бумаги).
Изображение по разделу: Дыхательные упражнения

Постановка шипящих звуков

Следующий этап – это постановка звуков. Существует несколько способов, которые оказываются эффективны.

Первый – это постановка по подражанию. Ребенок и логопед садятся перед большим зеркалом. Специалист должен проговаривать шипящий звук, соблюдая правильную артикуляцию, а задача ребенка – запоминать и повторять за ним.

Постановка шипящих от других звуков возможна только в том случае, если ребенок овладел ими. Существует несколько способов:

  • От звука С. Произносится долгий С, фиксируя положение языка. С помощью логопедического зонда нужно приподнять кончик языка выше, придерживая его за верхними зубами, чтобы он задел альвеолы. Далее нужно выдохнуть воздух, сохранит данное положение языка. На выходе получится не свистящий, а шипящий звук.
  • От звука Т. Медленно проговаривает данный звук с придыханием. Важно учить постепенно удлинять воздушную струю, не задевая языком бугорки на нёбе.

После постановки звуков можно переходить к автоматизации. Здесь схема стандартна, т.е. сначала проводится автоматизация шипящих в слогах, далее в словах, предложениях, чистоговорках и т.д. Желательно использовать побольше картинок, чтобы сохранить интерес ребенка к занятиям. Кстати, не нужно говорить ему: «Давай начнем заниматься». Вместо этого лучше использовать другую фразу: «Давай поиграем».

Точные сроки устранения неправильного звукопроизношения шипящих трудно назвать, потому что все зависит от конкретного случая, индивидуальных особенностей ребенка, а также степени вовлеченности родителей в коррекционный процесс. Главное вовремя обратиться за профессиональной помощью и не откладывать проблему на потом.

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.

Файлы для скачивания

  • Постановка щипящих звуков
    0.02 MB
  • Брошюра упражнения для шипящих
    0.07 MB
  • Артикуляционные упражнения для подготовки языка к постановке шипящих
    0.17 MB
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее