Логотип

Мнемотехника

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В коррекционно-педагогической работе мнемотехника помогает в развитии:

  1. связанной речи;
  2. ассоциативного мышления;
  3. зрительной и слуховой памяти;
  4. зрительного и слухового внимания;
  5. воображения;
  6. ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы–рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Изображение к статье: Мнемотехника

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  1. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  2. перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  3. развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем.

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Изображение к статье: Мнемотехника

Использование мнемотехники в логопедической работе

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Изображение к статье: Мнемотехника

Автоматизация звуков с использованием мнемотехники

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.

Файлы для скачивания

  • Использование мнемотехники
    0.05 MB
  • Автоматизация звуков Ш С Л Р
    73.51 MB
  • Мнемотехника
    2.01 MB
  • Опорные схемы-мнемотаблицы к сказкам
    1.45 MB
  • Использование мнемотехники в логопедической работе
    0.20 MB
  • Автоматизация звуков с использованием мнемотехники
    1.12 MB
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее