Логотип

Музыкально-логопедические занятия, как средство преодоления задержки речевого развития

Автор: Татьяна Яковлева

Задержка речевого развития у детей раннего возраста, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях, является одной из актуальных проблем. Отставание развития речи у данной категории детей обусловлено многообразием причин, независящих от нас.

С одной стороны дети нашего учреждения имеют: отягощенный анамнез, а другой стороны причинами задержки являются:

  1. задержка довербального развития – это более позднее развитие голосовых реакций, как гуление,  лепет, которые характеризуются  низкой интонационностью, бедностью и ограниченностью звукового состава, в результате чего – несовершенство артикуляций.
  2. дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Воспитатель при общении с детьми, чаще обращается к детям, а не индивидуально к каждому ребёнку  это в свою очередь не активизирует слух и не стимулирует развития коммуникативной функции речи.

Проанализировав опыт работы с детьми  раннего возраста с задержкой речевого развития, я сделала вывод, что в целях оптимизации  коррекционно – логопедической  работы целесообразно использовать музыкально - логопедические занятия, для преодоления задержки речевого развития у детей раннего  возраста.

При использовании музыкально – логопедических занятий, преследуются  разнообразные цели -  расширение словаря детей,  постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия.

Такие комплексные занятия позволяют решать различные коррекционно – развивающие задачи.

  1. Обогащать словарь ребёнка;
  2. Активизировать речевые умения;
  3. Развивать эмоциональную  сферу ребёнка;
  4. Совершенствовать координацию речи  с движением;
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  6. Стимулировать развитие коммуникативной функции речи ребёнка;
  7. Обогащать сенсорный опыт детей.

Применение конспектов интегрированных занятий способствует благоприятному    развитию неречевых и речевых процессов.

Неречевые процессы: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; активизация всех видов памяти;

Речевые процессы: воспитание правильного звукопроизношения, развитие навыка различать на слух речевые и неречевые звуки; совершенствование звуковой, лексической, грамматической стороны речи.

Для развития  всех выше перечисленных процессов я использую авторские разработки согласно лексической теме для звукоподражания, развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха, в которые включаю музыкальное сопровождение  предложенные Е. Железновой.

Тесная взаимосвязь специалистов дома ребёнка, совместное планирование и проведение занятий, является необходимым условием для получения хороших результатов. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываются  на индивидуальных  логопедических занятиях,  а воспитатель закрепляет знания  в свободное время.

В ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и  голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаюся детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт или словесное, или чаще стихотворное сопровождение.

Данные занятия является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающие  исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием таких занятий  дети глубже погружаются в игровую ситуацию, создаётся благоприятная атмосфера усвоения изучаемого материала. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все  виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

В результате использования музыкально – логопедических занятий к концу обучении у детей прослеживается положительная динамика речевого развития, а у некоторых детей речь приближается к возрастной норме.

Конспект логопедического занятия «В гости к снеговику»

Цели:

Коррекционная: Совершенствование артикуляционной моторики. Постановка звука «Ш». Формирование связной речи

Обучающая: Закрепление знаний о времени года зима

Воспитательная: Развитие координации речи с движением под музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Логопед вместе с детьми заходит в зал.

Логопед:    Для начала встанем в круг

И друг другу улыбнемся

Мы готовы поиграть? (Да)

Значит можно начинать.

Музыкальное сопровождение «Здравствуйте ладошки!»

Слова и музыка М. Картушиной

Приветствие:

Здравствуйте ладошки! – Хлоп- хлоп- хлоп!

Здравствуйте ножки! – Топ-топ-топ!

Здравствуйте щёчки! – Плюх- плюх- плюх!

Здравствуйте губки! – Чмок-чмок-чмок!

А теперь пройдем, сядем на стульчики за стол, Логопед просит детей представиться.

Логопед: Ребята, какое время года у нас на улице?

Дети: Зима

Логопед: Молодцы. Правильно. Зима, она какая?

Дети: холодная, снежная, белая, пушистая и т.д.

Логопед: А в какие игры вы любите играть зимой на улице?

Дети: лепить снеговика;  играть в снежки, кататься на санках.

Логопед: Молодцы!

На  дворе у нас мороз,

Мёрзнут щёчки,

Мёрзнет нос,

Это зимушка – зима,

Снег и холод принесла.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Упражнение «Лопатка»

Снова к нам зима пришла,                     Положить язык на нижнюю губу,

Много снега принесла.                          удерживать его неподвижно

Упражнение «Горка»

Чтобы с горки прокатиться                  Рот открыт, кончик языка

Сначала надо потрудиться.                  упирается в нижние зубы,

среднюю часть языка выгнуть горкой

Катим, катим снежный ком                   Надуть щеки и удерживать их

Будим строить снежный дом.               несколько минут

Мы смеялись, мы играли,                      Поднести ладони к лицу

Ну, а ручки замерзали-                           И выдохнуть со звуком [Х]

Надо ручки пожалеть,

Надо ручки нам погреть.

Ша-ша- ша, снег кружится не спеша       «Фонарики» кистями рук

Шо-шо-шо, мы гуляем хорошо                «Пальчики шагают»

Ши-ши-ши, свежим воздухом дыши        Вдох через нос, выдох через рот

Шу-шу-шу , я домой спешу                       «Пальчики шагают»

(Авторская разработка)

Ветер дует, снег валит                               Растянуть губы в улыбку,

Нам домой идти велит.                               Пустить холодную воздушную струю.

Упражнение «Часики»

Ой, девочки, мы с вами заигрались, а сколько у нас времени посмотрите на часики. Нам пора домой нас мама ждёт.

Упражнение «Лошадка»

Мы с вами пешком быстро не доберёмся, поэтому мы с вами поедем на лошадке.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копытца отбивают.

Язычок им помогает.

Упражнение «Пирожки»

Приехали домой вовремя,  а мама испекла нам пирожки.

За окном опять снежок,

А я все ем свой пирожок.

Упражнение «Чашечка»

Мы поели пирожки, и запили сладким чаем.

Логопед: Девочки сегодня утром пришло письмо, оно адресовано Маше и Милане. Это вы?

Ответы детей (Да)

Логопед: Давайте, письмо откроем и прочтём.

Логопед открывает письмо и читает:

Из зимнего леса пишу вам друзья

Остался один на полянке я.

Очень грустно одному,

Сильно я скучаю,

Очень, очень я боюсь,

Что с тоски растаю.

Кто же это нам письмо прислал? Ничего не понимаю. Может, вы девочки знаете?

Ответы детей (Снеговик)

Логопед: Надо нам тогда отправиться в зимний лес, и поиграть со снеговиком. Пойдем?

Дети: Да.

Логопед: Хорошо, теперь мы встаём и отправляемся в путь.

По сугробам мы идём                                   высоко поднимают ноги

Ноги поднимаем

А по льду легко – легко                                 на носочках

Тихонечко шагаем

В гости мы к снеговику спешим                  бег

Поиграть мы с ним хотим

Тихо в зимнем лесу, но что  я слышу. Кто это стоит? Да ведь это снеговик!

Снеговик стоит унылый,

Скучно всё же одному.

Мы сейчас ему покажем,

Как слепить его расскажем.

(Авторская разработка)

Упражнение «Снеговик»

Раз - рука, два - рука -                        вытягиваем вперёд одну руку, потом другую

Лепим мы снеговика!                        имитируем лепку снежков

Три - четыре, три - четыре,              поглаживают ладонями шею

Нарисуем рот пошире!                    "рисуем" рот

Пять - найдем морковь для носа,   кулачок приставили к носу

Угольки найдем для глаз.                 кружки из пальцев приставить к глазам

Шесть - наденем шляпу косо.          приставляют ладони ко лбу “козырьком”

Пусть смеется он у нас.                     растирают лоб.

Семь и восемь, семь и восемь,       « пружинка»

Мы сплясать его попросим.

Дети: Здравствуй снеговик!

Снеговик: Здравствуйте ребятишки, очень рад, что вы ко мне пришли в гости.

Логопед: Мы пока тебя нашли, замерзли. Давай вместе согреемся и попляшем.

Звучит композиция Железновых «Мороз»

Снеговик: Молодцы ребятки! Развеселили меня. Спасибо вам большое. Но у меня для вас есть сюрприз. Интересный кукольный театр. Кто знает, как называется эта сказка?

Дети: Заюшкина избушка.

Логопед: Вернёмся домой и поиграем. А теперь нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся со снеговиком.

Дети: До свидания, снеговик.

Дети возвращаются домой, выполняя упражнение «По сугробам мы идем». Садятся на стульчики, логопед достает персонажей сказки «Заюшкина избушка», и просит детей рассказать и показать сказку.

Музыкальное сопровождение «До свидания ладошки!»

Слова и музыка М. Картушиной

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее