Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребенок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием отдельных знаков и символов, в результате чего смысл отдельных слов и предложений в целом оказывается сильно искаженным, либо ребенок попросту не понимает смысл прочитанного.
Это нарушение обладает достаточно яркой симптоматикой, но ее развитие совсем не предполагает наличие сразу всех проявлений. Соответственно, симптомы всегда будут зависеть от конкретного вида данного расстройства. Всего выделяется 6 видов, среди которых есть оптическая дислексия, которая вызвана недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений.
Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами буква, которые сходны графически и различаются только отдельными элементами (В-З, Ъ-М), либо пространственным расположением (П-Н-И, Р-Ь, Т-Г).
Эта форма дислексии проявляется по-разному: ребенок может читать слово задом наперед, либо соскальзывать с одной строчки на другую, в результате чего страдает последовательность чтения.
Выделяют 2 вида:
Оптическая дислексия обусловлена нерасчлененностью зрительного восприятия форм, недостаточным развитием оптико-пространственного восприятия и представления, а также нарушением зрительного гнозиса, анализа и синтеза.
Данную форму расстройства, как правило, впервые выявляют в школе на уроках чтения, но предпосылки данного нарушения видны еще в дошкольном возрасте. Диагностика предполагает проведение специальных тестов, диагностику устной и письменной речи (списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо).
При дислексиях обязательно проводится нейропсихологическая диагностика, которая предполагает выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа, синтеза, а также оптико-пространственных ориентировок.
На основании полученных результатов, логопед может отправить ребенка на дополнительные обследования:
Устранение оптической дислексии предполагает комплексную работу над развитием зрительного восприятия, расширение объема зрительной памяти, анализа и синтеза, а также формирование пространственных представлений.
Коррекционный процесс включает в себя определенные упражнения, которые давно и успешно применяются на практике.
Для примера приведем несколько из них:
Упражнений для развития зрительной памяти достаточно много, поэтому рассмотрим несколько из них.
Упражнение первое: на листе нарисован определенный узор, ребенок изучает его в течение пары минут, затем лист убирается, и ребенок должен нарисовать то, что он запомнил.
Схожее упражнение с сюжетной картинкой. В течение 30 секунд ребенок рассматривает это изображение, затем он должен максимально подробно описать то, что он увидел на картинке.
Коррекционная работа включает в себя следующие упражнения:
Эффективность коррекционной работы будет выше, если начать заниматься с ребенком как можно раньше. Большую роль играют родители, которые должны в домашних условиях выполнять упражнения, рекомендованные логопедом и нейропсихологом.
Автор
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!