Осваиваем предлоги в детской речи: последовательность и этапы формирования
Содержание статьи
Развитие речи у дошкольников — сложный и многоэтапный процесс. Одной из трудностей для детей становится усвоение предлогов, ведь они не обозначают предмет или действие, а лишь показывают связь между словами. Предлоги помогают ребенку строить развернутые высказывания, понимать пространственные отношения и формировать правильный грамматический строй речи.
Что такое предлоги и как они появляются в речи
Предлог — это служебная часть речи, которая связывает слова в предложении или словосочетании. Они бывают:
- простыми («в», «на», «под»),
- составными («из-за», «из-под»),
- производными и непроизводными.
Предлоги появляются в речи детей позже, чем существительные, глаголы и прилагательные. На первых этапах ребенок заменяет предлоги окончаниями слов. Например, говорит «толе» вместо «на столе». Со временем, осваивая грамматические правила, он начинает правильно употреблять предлоги.
Этапы формирования грамматического строя речи
Российский ученый А.Н. Гвоздев выделил три ключевых периода развития грамматики у детей.
1-й период (1 год 3 мес. — 1 год 10 мес.)
- от 1 г. 3 мес. до 1 г. 8 мес. — дети используют однословные предложения («дай», «мама»);
- от 1 г. 8 мес. до 1 г. 10 мес. — появляются первые словосочетания («мама дай», «киса там»).
2-й период (1 год 10 мес. — 3 года)
- от 1 г. 10 мес. до 2 лет 1 мес. — появляются первые формы слов (склонение, спряжение);
- от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес. — ребенок использует окончания для связи слов («иду к маме»);
- от 2 лет 6 мес. до 3 лет — в речи появляются первые предлоги («в», «на», «под»).
3-й период (3–7 лет)
Дети уверенно используют простые и начинают осваивать составные предлоги («из-за», «из-под»).
Последовательность усвоения предлогов
Обычно сначала ребенок осваивает пространственные предлоги: «в», «на», «под», «над».
Позже появляются: «из», «за», «у», «с», «перед», «между», «по», «к», «до», «около».
К 6 годам при нормальном речевом развитии дети используют примерно 21 предлог.
Ошибки с составными предлогами сохраняются дольше («из-за», «из-под») и являются нормой — они постепенно исчезают по мере взросления.
Зачем важно учить предлоги
Умение правильно использовать предлоги отражает не только уровень развития речи, но и формирование мышления, восприятия, умение строить сложные высказывания. Для логопедов работа с предлогами — это часть системной коррекции, направленной на формирование связной речи, грамматического строя и готовности к обучению в школе.





Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте картотеку для постановки и автоматизации звуков
Картотека по постановке и автоматизации звуков помогает логопедам и родителям разнообразить занятия, поддерживать интерес ребенка и ускорять развитие правильной речи.
Постройте систему коррекционной работы для преодоления агрессивного поведения у детей
Узнайте, как выявить и скорректировать агрессивное поведение у дошкольников. В статье представлены критерии диагностики агрессии, методы наблюдения и коррекционной работы с детьми.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.