Логотип

Последовательность усвоения предлогов

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные.

Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.

  1. Выявление понимания значения предлогов.
  2. Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

Развитие всех сторон речи у детей происходит постепенно и в тесной взаимосвязи друг с другом. Формирование речи ребёнка связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико - фонематического, лексического и грамматического строя речи.

Нормализация звуковой стороны речи создаёт условия для дальнейшего её совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса. На данной основе происходит уточнение значений слов; обогащение словарного запаса, как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

В работах А.Н.Гвоздева с учётом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.

1 период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает 2 этапа: -этап однословного предложения (1г.3мес.-1г.8мес.); -этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8мес.-1г.10мес.)

2 период - период усвоения грамматической структуры предложения (1г.10мес. - 3г.).

  1. этап формирования первых форм слов (1г.10мес. - 2г.1мес.);
  2. этап использования флексийной системы языка для выражения синтасических связей слов (2г.1мес. - 2г.6мес.).
  3. этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2г.6мес. - 3г.).

3 период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

Сведения о каждом периоде представлены в схеме системного развития нормальной детской речи, составленной по материалам А. Н. Гвоздева, которая является условным эталоном нормы (табл.1). Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребёнком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все более и белее дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.

  1. существительные
  2. глаголы
  3. прилагательные
  4. местоимения
  5. наречия
  6. числительные
  7. служебные слова

Как видим, служебные слова (предлоги) появляются позже всех знаменательных частей речи. Очень важно знать, что у русских детей появлению предлогов предшествует период, когда взаимосвязь между словами выражается преимущественно посредством флексии. Так, на начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе - толе). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребёнок потом вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент - предлог, выражая лексикограмматическое значение с помощью предлога и флексии.

На этапе усвоения служебных слов ребёнок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под ) наблюдаются аграмматизмы. Как правило, в усложнённых формах речи и на усложнённом лексическом материале, например при попытке что-то пересказать или рассказать, количество аграмматических построений возрастает. Раньше всего усваиваются предлоги в их первообразном значении для обозначения пространственных отношений. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.

По А.Н.Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др. В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог.

Изображение к статье: Последовательность усвоения предлогов
Изображение к статье: Последовательность усвоения предлогов
Изображение к статье: Последовательность усвоения предлогов
Изображение к статье: Последовательность усвоения предлогов
Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее