Последовательность усвоения предлогов
Содержание статьи
Предлог — это служебная часть речи, которая показывает, как слова связаны друг с другом в предложении или словосочетании. Предлоги могут быть простыми (например: в, на, под) и составными (например: из-за, из-под), а также делятся на производные и непроизводные.
Предлоги появляются в речи детей позже всех самостоятельных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных и др.). Сначала малыш учится использовать слова, обозначающие предметы и действия, а затем постепенно осваивает слова, которые показывают отношения между ними.
На ранних этапах развития речи дети не используют предлоги. Вместо этого они выражают связь между словами при помощи окончаний слов. Например, ребенок может говорить «толе» вместо «на столе». Но этот этап длится недолго. Освоив окончания, ребёнок начинает использовать и предлоги. Так он постепенно учится говорить правильно — «на столе».
Как развивается понимание предлогов у детей
Развитие речи у детей происходит поэтапно и связано со многими другими процессами, такими как развитие мышления и восприятия. Важную роль в этом играет формирование грамматических навыков, к которым относятся и предлоги.
Российский ученый А.Н. Гвоздев выделил три основных периода формирования грамматического строя речи:
Первый период (1 год 3 мес. — 1 год 10 мес.)
На этом этапе предложения детей состоят из простых слов-корней и делятся на два этапа:
- от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев — дети используют однословные предложения («дай», «мама»);
- от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев — дети начинают соединять несколько слов-корней («мама дай», «киса там»).
Второй период (1 год 10 мес. — 3 года)
Здесь дети начинают осваивать грамматическую структуру предложений:
- от 1 года 10 месяцев до 2 лет 1 месяца — появляются первые формы слов (изменения по падежам, числам и родам);
- от 2 лет 1 месяца до 2 лет 6 месяцев — дети активно используют окончания (флексии) для связи слов в предложениях («дай мячик», «иду к маме»);
- от 2 лет 6 месяцев до 3 лет — ребёнок осваивает простые служебные слова (предлоги и союзы), такие как «в», «на», «под», и начинает правильно использовать их в речи.
Третий период (от 3 до 7 лет)
Это период углубления знаний и навыков: ребёнок уверенно осваивает более сложные грамматические конструкции, в том числе и составные предлоги («из-за», «из-под»).
Как ребёнок осваивает предлоги?
Обычно дети первыми осваивают простые предлоги, обозначающие пространственные отношения. Так, первыми появляются предлоги «в», «на», «под», «над». По мере развития речи ребёнок переходит к более сложным предлогам («из», «около», «за», «у», «с», «перед», «между», «по», «к», «до»).
При нормальном речевом развитии к 6 годам дети активно используют около 21 предлога.
Однако важно помнить, что освоение предлогов происходит постепенно. На более сложном речевом материале (например, когда ребёнок пытается что-то пересказать или описать подробно) он может допускать ошибки, особенно с составными предлогами («из-за», «из-под»). Это нормальное явление, которое постепенно исчезает по мере взросления и развития речи.
Таким образом, понимание и использование предлогов — это важная часть развития речи ребёнка, которая происходит постепенно и отражает развитие его мышления и восприятия окружающего мира.





Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Коррекция щечного сигматизма
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!