Логотип

Осваиваем предлоги в детской речи: последовательность и этапы формирования

Развитие речи у дошкольников — сложный и многоэтапный процесс. Одной из трудностей для детей становится усвоение предлогов, ведь они не обозначают предмет или действие, а лишь показывают связь между словами. Предлоги помогают ребенку строить развернутые высказывания, понимать пространственные отношения и формировать правильный грамматический строй речи.

Что такое предлоги и как они появляются в речи

Предлог — это служебная часть речи, которая связывает слова в предложении или словосочетании. Они бывают:

  • простыми («в», «на», «под»),
  • составными («из-за», «из-под»),
  • производными и непроизводными.

Предлоги появляются в речи детей позже, чем существительные, глаголы и прилагательные. На первых этапах ребенок заменяет предлоги окончаниями слов. Например, говорит «толе» вместо «на столе». Со временем, осваивая грамматические правила, он начинает правильно употреблять предлоги.


Этапы формирования грамматического строя речи

Российский ученый А.Н. Гвоздев выделил три ключевых периода развития грамматики у детей.

1-й период (1 год 3 мес. — 1 год 10 мес.)

  • от 1 г. 3 мес. до 1 г. 8 мес. — дети используют однословные предложения («дай», «мама»);
  • от 1 г. 8 мес. до 1 г. 10 мес. — появляются первые словосочетания («мама дай», «киса там»).

2-й период (1 год 10 мес. — 3 года)

  • от 1 г. 10 мес. до 2 лет 1 мес. — появляются первые формы слов (склонение, спряжение);
  • от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес. — ребенок использует окончания для связи слов («иду к маме»);
  • от 2 лет 6 мес. до 3 лет — в речи появляются первые предлоги («в», «на», «под»).

3-й период (3–7 лет)

Дети уверенно используют простые и начинают осваивать составные предлоги («из-за», «из-под»).


Последовательность усвоения предлогов

Обычно сначала ребенок осваивает пространственные предлоги: «в», «на», «под», «над».
Позже появляются: «из», «за», «у», «с», «перед», «между», «по», «к», «до», «около».

К 6 годам при нормальном речевом развитии дети используют примерно 21 предлог.

Ошибки с составными предлогами сохраняются дольше («из-за», «из-под») и являются нормой — они постепенно исчезают по мере взросления.


Зачем важно учить предлоги

Умение правильно использовать предлоги отражает не только уровень развития речи, но и формирование мышления, восприятия, умение строить сложные высказывания. Для логопедов работа с предлогами — это часть системной коррекции, направленной на формирование связной речи, грамматического строя и готовности к обучению в школе.

Изображение к статье: Последовательность усвоения предлогов
Изображение к статье: Последовательность усвоения предлогов
Изображение к статье: Последовательность усвоения предлогов
Изображение к статье: Последовательность усвоения предлогов
Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 15 сентября 2025 г.
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться