Правильная и грамотная речь – это навык, который позволяет людям общаться. Чтобы собеседник понимал обращенную к нему речь, важно развитие всей речевой системы в целом, в том числе, чтобы в речи отсутствовали какие-либо фонетико-фонематические нарушения.
Кроме того, фонетически и грамматически правильная речь крайне необходима в успешном обучении, а также в овладении письмом и чтением.
Неправильное произношение звука С до определенного возраста считается нормой. Но если к 5 годам дефекты остаются, то это тревожный сигнал для родителей, который не нужно игнорировать. Постановка звука С требует квалифицированной помощи логопеда, потому что это сложный многоэтапный процесс, в который включены логопедические занятия.
Обращать внимание на произношение нужно с 3-летнего возраста.
Прежде чем приступать к постановке и автоматизации звука С, важно знать, как именно этот звук произносится.
Артикуляция следующая:
Артикуляция С’ отличается от С только тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской (желобок при этом сглаживается).
При произношении звука [С] могут быть следующие нарушения:
1. Звук [С] отсутствует в речи ребенка (сигматизм).
2. Звук [С] заменяется другим звуком.
Наиболее распространенными являются следующие виды замен:
3. Звук [С] произносится искаженно.
Наиболее распространенные искажения:
Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата. Предлагаем примерный комплекс артикуляционных упражнений.
Ребенок должен повторять слоги. При этом логопед должен следить за правильной артикуляцией звука.
СА – СА – СА – СА – СА
СО – СО – СО – СО – СО
СУ – СУ – СУ – СУ – СУ
СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ
СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ
АС – АС – АС – АС – АС ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС
ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС ОС – ОС – ОС – ОС – ОС
ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС ИС – ИС – ИС – ИС – ИС
ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС УС – УС – УС – УС – УС
АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ
АСА – УСА – ОСА – ИСА
АСО – УСО – ОСО – ИСО
АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ
АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ
СТА – СТА – СТА – СТА – СТА СПА – СПА – СПА – СПА – СПА
СТО – СТО – СТО – СТО – СТО СПО – СПО – СПО – СПО – СПО
СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ
СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ
СКА – СКО – СКУ – СКЫ СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
СВА – СВО – СВУ– СВЫ СМА – СМО – СМУ – СМЫ
СФА – СФО – СФУ – СФЫ СНА – СНО – СНУ – СНЫ
Слова нужно проговаривать четко, выделяя автоматизируемый звук.
При необходимости логопед может повторять слово по 2-3 раза для лучшего усвоениям.
Автоматизация С в словах со стечением согласных:
Сваи, свобода, свой, свод, скамейка, скакать, скат, скоба, скула, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступеньки, ступа, студить, студент, стынуть.
Необходимо четко и внятно произносить следующие словосочетания, в которых содержится автоматизируемый звук С:
Если вы хотите разобраться, как планировать индивидуальную работу с ребенком с ЗРР, что включать в содержание сенсомоторной стимуляции и коррекции в младенческий период, как помочь малышу заговорить, то приглашаем ознакомиться с курсом повышения квалификации «Современные практические методики коррекции речевых нарушений» на 144 ак. часа.
Вы узнаете про подводные камни при коррекции звукопроизношения вибрантов у детей и подростков, узнаете, как выявлять признаки расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте, а также, что делать педагогу. если нет сурдопедагога и многое другое. Подробнее.
Полезно выполнять следующие дыхательные упражнения для постановки звука С.
Для примера приведем некоторые из них:
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация губ):
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация языка):
После того, как отработаны подготовительные упражнения, можно приступать к постановке звука.
Изолированное произношение
Для начала ребенок должен научиться произносить звук [С] изолированно. Существует несколько способов постановки звуков:
1. По подражанию.
Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».
2. По подражанию с введением игровых приемов:
3. От опорных звуков.
Для звука [С] это звуки [И] и [Ф]. Звук [И] одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук [Ф] – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук [И], сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук [С].
4. Механический способ.
Взять узкую палочку (каминную спичку), палочку от чупа-чупс, положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук [С]. Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук [С] поставлен.
Рассмотрим разные виды парасигматизма.
1. Звук [С] заменяется на [Ф]:
Губно-зубной парасигматизм. Ребенок говорит так: «фанки» – вместо «санки», «пефок» – вместо «песок» и т.д.
Для того, чтобы начинать работу по постановке звука [С] в этом случае, необходимо сделать следующее:
При постановке звука нужно учитывать, что ребенок уже произносит этот звук и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука принимают участие губы.
Движения губ надо тормозить, можно придержать пальцем. Ребенку можно даже объяснить, в чем причина неправильного произношения звука. Показать правильную артикуляцию звука [С] и только после этого приступить к постановке звука.
Поэтому лучше начать с постановки по опорным звукам, в данном случае со звука [И]. Когда правильное положение языка будет отработано, попросите ребенка пустить ветерок по языку, если при этом движения губ сохраняются, придержите их пальцем. Если и в этом случае трудности сохраняются, воспользуйтесь спичкой.
2. Звук [С] заменяется на звук [Т]:
Призубный сигматизм. Ребенок говорит так: «толдат» – вместо «солдат», «нотки» – вместо «носки» и т.д.
Работа строится по следующим направлениям:
Звук [С] при призубном парасигматизме можно начинать ставить с применением опорных звуков [И] и [Ф] и попросить пустить «ветерок» по языку. Слышится звук [С]. Можно проводить постановку звука [С] от звука [Т], меняя способ образования звука. Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук [Т], при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука [С], т.е. заводит за нижние резцы.
3. Звук [С] заменяется на звук [Ш]:
Шипящий парасигматизм. Ребенок говорит так: «шадик» – вместо «садик», «лашточка» – вместо «ласточка» и т.д. Работать следует также над развитием фонематического слуха, научить ребенка на слух различать, где произносится [Ш], а где [С]. Следует подобрать ряд упражнений для развития умения различать эти звуки.
Далее занимаемся артикуляционной гимнастикой.
При исправлении шипящего парасигматизма следует уделить внимание на:
4. Звук [С] заменяется на звук [Щ]:
Шипящий парасигматизм. Ребенок говорит так: «щанки» – вместо «санки», «лища» – вместо «лиса» и т.д.
При исправлении шипящего парасигматизма следует объяснить правильную артикуляцию звука [С] и воспользоваться спичкой. Это не дает возможность языку подниматься, что приведет к правильному звучанию звука [С].
После постановки звука и отработки изолированного произношения, нужно переходить к автоматизации звука [С] в слогах, словах, словосочетаниях и т.д. Начинать всегда нужно со слогов, постепенно усложняя задачу.
Полезно выполнять следующие дыхательные упражнения для постановки звука [С].
Для примера приведем некоторые из них:
«Трубач».
«Каша кипит».
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация губ):
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация языка):
Чтобы правильно поставить звук [С] и чтобы занятия давали свой результат, родителям важно помнить о некоторых правилах:
В занятиях с ребенком нужно использовать как можно больше картинок и прочих наглядных изображений. Только так вы сохраните интерес малыша к выполнению упражнений. Не нужно ждать быстрого результата, поэтому заранее настройтесь на то, что весь процесс будет протекать не быстро, до тех пор, пока ребенок не научится правильно произносить звук [С] в словах, предложениях и связной речи.
А, если вы не знаете, как дифференцировать нарушения звукопроизношения при алалии и дизартрии, как проводить логопедический массаж, как грамотно сформировать правильное произношение свистящих и шипящих согласных, то предлагаем изучить курс повышения квалификации по дизартрии «Дизартрия. Диагностика и коррекция в соответствии с требованиями ФГОС».
Вы узнаете перспективы применения миофункциональной коррекции в логопедической практике, освоите нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда, а также узнаете, что нужно знать логопеду о стоматологическом статусе ребенка с нарушением речи. Подробнее.
Автор
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!