Логотип

Псевдобульбарная дизартрия: симптомы, формы, причины и методы коррекции

Неврологические заболевания чаще всего проявляются в раннем возрасте. Крайне важно вовремя диагностировать нарушение, чтобы своевременно провести соответствующую коррекцию. К заболеваниям, которые часто диагностируются у детей, относится и псевдобульбарная дизартрия. Что это такое, а также возможные причины возникновения и способы лечения мы и рассмотрим сегодня.

Псевдобульбарная дизартрия – это одна из форм дизартрии, обусловленная поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего, подъязычного нервов, что влечёт за собой паралич или парез мышц артикуляционного аппарата. У ребенка при данной форме дизартрии  нарушается и речевая, и общая моторика.

При псевдобульбарной дизартрии артикуляционные органы (язык, губы, гортань) функционируют дискоординированно, т.е. они постоянно находятся в гипер- или гипотонусе (напряжены или расслаблены). Происходит нарушение связи речевого аппарата с центральной нервной системой, в результате чего ребенок фактически не может выговаривать отдельные звуки или даже целые слова, а также полноценно выражать свои эмоции.

Изображение к статье: Псевдобульбарная дизартрия: симптомы, формы, причины и методы коррекции

Причины псевдобульбарной дизартрии

Характерными признаками псевдобульбарной дизартрии являются ограничение подвижности артикуляционного аппарата,  ослабление лицевой мускулатуры, а также расстройство актов глотания и жевания.

Непосредственная причина этой патологии – поражение проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов с корой головного мозга. Бульбарные нервы – это языкоглоточный, подъязычный и блуждающий.

Причины этого нарушения могут быть разные:

  • Внутриутробные инфекции, родовые травмы, асфиксия и гипоксия, а также другие перинатальные патологии. Тяжелые роды могут привести к длительному кислородному голоданию головного мозга, в результате чего наступает гибель нервных клеток.
  • Травмы головного мозга. Повреждение ядер бульбарных мышц может возникнуть при сотрясениях, ушибах и других травмах мозга. Возникшие в результате этого гематомы приводят к нарушению кровообращения. Как правило, данная причина больше всего распространена у детей.
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит).
  • Двусторонние ишемические инсульты и другие сосудистые патологии головного мозга.
  • Резус-конфликт матери и ребенка.
  • Лейкодистрофия и боковой амиотрофический склероз приводят к гибели нервных волокон, которые связывают бульбарные ядра и кору мозга.
  • Отмечается определенная генетическая связь, т.е. у родителей, которые сами страдали псевдобульбарной дизартрией, вероятность появления детей с этой же патологией выше.

Псевдобульбарная дизартрия у детей чаще всего встречается в симптомокомплексе ДЦП, у взрослых – в результате ишемических инсультов (в 85% случаев).

Эти причины развития патологии во многом схожи с причинами бульбарной дизартрии, но отличие заключается в структурах, которые нарушаются. При псевдобульбарной дизартрии – это нарушение корковой связи с бульбарными ядрами, при бульбарной – поражение самих бульбарных нервов.

Изображение по разделу: Причины псевдобульбарной дизартрии

Симптомы псевдобульбарной дизартрии

Симптомы данной патологии зависят от степени поражения, поэтому все зависит и от конкретного клинического случая. Некоторые пациенты на первых этапах не замечают признаков этого нарушения, но изменения в речи становятся заметными для их близких.

Выделим основные симптомы этого нарушения:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • проблемы с актом жевания и глотания (ребенок поперхивается, кашляет);
  • спазмы голосовых связок;
  • непроизвольный смех или плач;
  • сильная напряженность языка, поэтому он с трудом поворачивается в ротовой полости;
  • спастический парез мимической мускулатуры приводит к нарушению мимики – она застывшая, не поддается контролю (насильственная улыбка или выражение недовольства);
  • слюнотечение из-за того, что для закрытия рта необходимо прикладывать усилия;
  • гнусавость произношения;
  • речь становится тихой, нечеткой и медленной (звучит так, будто бы говорящий выдавливает слова из себя).

При легкой степени присутствуют проблемы с произношением сложных по артикуляции звуков  [ж], [ш], [ч], [ц], [р]. Нарушено письмо (вместо «т» пишут «д», вместо «ч» пишут «ц»).

При средней степени выраженности характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Характерна нечеткая артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки a и y недостаточно четкие, звуки и и ы обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно.

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (анартрия) характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.

Изображение по разделу: Симптомы псевдобульбарной дизартрии

Формы псевдобульбарной дизартрии

Существует несколько форм псевдобульбарной дизартрии:

  • Паретическая форма. Для этой формы характерна гипотония речевой и скелетной мускулатуры. Патологические изменения распространяются на губные и язычные мышцы, а также на мягкое нёбо. Голос звонкий, громкий, но быстрозатухающий. Смена положения замедлена и затруднена. Наблюдается активное слюнотечение, при этом движения органов артикуляционного аппарата не синхронны с дыханием. Нечеткое и смазанное произношение звуков. Проблемы с жеванием и сосательным рефлексом, но они не критичны.
  • Спастическая форма. Для нее характерен спазматический парез языка, гиперкинезия губ и мышц гортани. Присутствует гнусавость, сама речь монотонна. Наблюдается спазмированность речевой мускулатуры, которая вызвана спазмами мышц языка и губ. Проблемы с сосательным и глотательным рефлексами. Ребенок не может поддерживать темп разговора, поэтому использует короткие фразы.
  • Смешанная. Данная форма встречается чаще всего. Сложность ее заключается в том, что соседние группы мышц находятся в разной степени напряжения.
Изображение по разделу: Формы псевдобульбарной дизартрии

Диагностика нарушения

Диагностика псевдобульбарной дизартрии подразумевает не только определение степени патологии, но и выявление причин (патологий головного мозга), которые привели к развитию данного нарушения.

Проводятся следующие методы диагностики:

  • Неврологический осмотр. Невролог осматривает пациента, оценивает моторику мимических и артикуляционных мышц. Уже можно установить гипертонус, нарушения акта глотания, проблемы с голосом и речью.
  • Логопедическое обследование. Логопед выясняет у родителей особенности течения беременности, наличие родовых травм, внутриутробных инфекций. Проводится оценка органов артикуляционного аппарата, состояние устной речи и письма.
  • Магнитно-резонансная томография – это наиболее предпочтительный метод визуализации. Если есть противопоказания к МРТ, то проводится компьютерная томография. С помощью этих инструментальных методов диагностики можно определить локализацию и характер поражающих процессов (воспаление, ишемия, гематома и т.д.).
  • Дуплексное исследование сосудов мозга и УЗДГ. Проводятся при подозрении на нарушение церебрального кровотока.
  • Люмбальная пункция проводится при подозрениях на нейроинфекции. Позволяет выявить возбудителя для составления дальнейшей схемы лечения.

Важно провести дифференциальную диагностику, чтобы отличить псевдобульбарную дизартрию от других нарушений, признаки которых совпадают. В частности, это бульбарная, корковая, экстрапирамидная дизартрия, а также прогрессирующая мышечная атрофия и миастения.

Лечение псевдобульбарной дизартрии

Терапия комплексная, подразумевает совместную работу с неврологом, логопедом и другими специалистами. Логопедическая коррекционная работа проводится одновременно с лечением основной патологии, которая привела к речевым нарушениям.

Лечение подразумевает, в первую очередь, устранение основной причины заболевания. Используются медикаментозные  методы лечения, массаж, физиотерапия, ЛФК, дыхательная гимнастика.

Если причиной псевдобульбарной дизартрии стала гематома или опухоль, либо другие последствия черепно-мозговой травмы, то проводится хирургическая операция. При инфекционной этиологии назначается медикаментозная терапия противовирусными, антибактериальными и другими препаратами. При энцефалопатиях – восстановление кровотока.

Изображение по разделу: Лечение псевдобульбарной дизартрии

В процессе систематических и длительных логопедических занятий осуществляется постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонии и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия. Проводятся дыхательные упражнения и логопедический массаж, который позволяет устранить нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата.

Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки для овладения навыками устной и письменной речи.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от конкретной формы, степени тяжести и причин, которые привели к возникновению псевдобульбарной дизартрии. Если нарушения незначительны и патология выявлена на раннем этапе, то возможно быстрое улучшение речевой функции. Такие дети смогут нормально учиться в школе, ничем не отставая от своих сверстников. Но в этом случае требуется работа с логопедом и психологом.

При средней и тяжелой степени тяжести показано обучение в специализированных школах, где ребенок будет под постоянным контролем специалистов.

Изображение по разделу: Лечение псевдобульбарной дизартрии

Время начала коррекции очень важно, потому что если вовремя не провести соответствующую терапию, то есть риск задержки речевого и интеллектуального развития. У ребенка могут развиться неврологические расстройства, он станет замкнутым, потому что он будет всячески избегать общения.

Профилактика предполагает предупреждение заболеваний, из-за которых развивается данная патология. В числе причин находятся внутриутробные инфекции, поэтому важно планирование беременности, исключение вредных привычек, а также сильных стрессов и травм.

Основные рекомендации

Чем быстрее выявлена псевдобульбарная дизартрия, тем проще избавиться от негативной симптоматики. Поэтому родители должны внимательно относиться к тем признакам, которые указывают на эту патологию.

Обратиться к врачу необходимо в том случае, если у ребенка есть проблемы с приемом пищи и глотанием. Специалист назначит неврологическое обследование, которая позволит узнать точную причину этой симптоматики.

В среднем и  старшем дошкольном возрасте нужно следить за тем, как разговаривает ребенок. Если он пропускает звуки, слоги, его речь малопонятна, монотонна, то это серьезный повод для беспокойства.

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее