Дошкольный возраст – это важнейшее время в комплексном развитии личности, когда происходит формирование речевых навыков. Ребенок начинает понимать общечеловеческие ценности, приобщается к миру культуры. Первостепенной задачей взрослых в этот период является обучение речевым навыкам, которое возможно с помощью использования разных методик. Методы развития речи дошкольников применяются в соответствии с возрастной группой и индивидуальными особенностями малыша.
Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произносить свои первые слова. В то же время со стороны взрослых должно быть приложено немало усилий, чтобы речь развивалась своевременно и правильно.
Обучение дошкольников речи – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.
Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников:
Методика обучения позволяет научить детей общаться со своими сверстниками и взрослыми, свободно выражать свои мысли и проявлять свои творческие навыки.
С первых дней и месяцев своей жизни ребенок учится познавать окружающий его мир. Дети кричат с целью привлечения к себе внимания, с четырех месяцев происходит «гуление», а с шести месяцев дети начинают лепетать.
К концу первого года и началу второго появляются первые осмысленные слова, но в большинстве случаев они выражают исключительно потребности самого ребенка («дай», «на»).
Примерно во второй половине второго года жизни малыша слова начинают обозначать какой-то предмет. К концу 2 года жизни слова начинают грамматически оформляться.
На третьем году жизни ребенок учится произносить простые предложения, его словарный запас становится больше, поэтому он может вести диалог, описывать какую-то ситуацию. Формирование первых навыков диалога приводит к налаживанию коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.
К пяти годам дети уже обладают достаточно большим словарным запасом. Они могут своими словами пересказывать сказки, петь песни и т.д
Если вы хотите научиться разным способам запуска речи у детей с задержкой речевого развития, узнать причины и способы управления нарушениями поведения на начальном этапе работы с неговорящим ребенком, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по запуску речи «Топ-5 рецептов запуска речи неговорящего ребёнка».
Вы познакомитесь с разными точками зрения на проблему «безречья»,а также с программой Макатон и другими способами альтернативной и вспомогательной помощи детям с тяжёлыми задержками речевого развития. Подробнее.
Существуют различные методы развития речи у детей дошкольного возраста. Каждая из них может использоваться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Есть методика развития речи дошкольников по Яшиной и Алексеевой, которая проходит в несколько этапов.
Она включает в себя:
Методика включает в себя следующие приемы:
В этой методики широко используются различные словесные приемы: речевой образец, проговаривание и повторение, объяснение, указание и оценка детской речи.
Правильная речь педагога, по сути, является средством подражания для детей, т.е. это речевой образец. В младших группах используются игровые занятия, а в старших – методика используется для сравнения и коррекции дефектов речи.
Другой словесный прием – это проговаривание и повторение, которые позволяют детям запоминать звуки и правильно произносить их. Важно, чтобы это вызывало интерес у ребенка, иначе занятия будут ассоциироваться с негативными эмоциями.
Объяснение – это раскрытие педагогом сущности какого-либо образа или явления действиями. Используется для объяснения правил в дидактических играх, раскрытия смысла слов.
Указание – разъяснение, как надо действовать ребенку, чтобы достичь необходимого результата. Указания бывают обучающие, дисциплинирующие и организационные.
Оценка – это суждение воспитателя об ответе ребенка, которое раскрывает уровень усвоения им знаний и речевых навыков. Оценка необходима для того, чтобы дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.
Грамматическое развитие речи дошкольников из младших групп
Развитие речи в два года предполагает освоение слов, понимание их значений, а также формирование ассоциативного ряда. Активно используются рисунки, различные игрушки и предметы, благодаря которым ребенок запоминает слова, обозначающие их.
Слуховые занятия комбинируются с артикуляционными упражнениями. Педагог просит детей вытащить язык, надуть щеки, улыбнуться, т.е. чтобы мышцы артикуляционного аппарата были задействованы.
Согласно методике Ушаковой, большое уделяется интонации в разговоре с ребенком. Взрослый меняет тембр голоса, в результате чего у малыша формируется понимание ритма, силы голоса, что в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха. Использование интонации крайне важно, ведь так можно придавать окраску своему повествованию, выражать чувства и т.д.
Развитие речи и познавательных способностей дошкольников в 3 года направлено на обучение правильному произношению звуков. Дети учатся слышать и распознавать согласные и гласные звуки.
Если вы хотите научиться применять современные игровые технологии для развития ребенка, запуска речи и коррекции речевых нарушений различной этиологии и сложности, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по запуску речи «100+ новых логопедических игр для запуска и коррекции речи ребенка».
Вы сможете грамотно подбирать игры и добиваться высоких результатов от коррекционно-логопедических и развивающих занятий с детьми. Подробнее.
Развитие связной речи старших дошкольников основывается на закреплении освоенных навыков и формировании разговорного языка. Дети учатся диалогической речи, вести и поддерживать беседу.
Важную роль в этом процессе играет чтение сказок и других произведений детской литературы, изучение стихов и различные театральные представления. Основные задачи развития речи на этом этапе – это воспитание творческих качеств, усидчивости и т.д.
Дети средних и старших дошкольных групп уже активно общаются со своими сверстниками, используя свои речевые навыки. Участие более взрослых детей позволяет младшим малышам быстрее развивать свою речь, но здесь важно участие педагога, иначе может возникнуть ситуация, когда старшие дети начинают передразнивать младших из-за их возможных ошибок в произношении.
В старших группах активно проводятся дидактические игры, в ходе которых детям предлагается объединять предметы, обладающие общими характеристиками. К примеру, дается задание разобрать овощи или фрукты по отдельным столам.
Приемы работы по формированию связной речи
Развитие связной речи старших дошкольников проводится в несколько этапов. Ниже приведены основные приемы, которые используются на практике.
При составлении рассказа по картинке важно, чтобы сама картинка отвечала следующим требованиям:
Сначала ребенок должен придумать название картинки. Он должен понимать смысл того, что изображено на ней. Сам педагог должен заранее спланировать беседу по поводу этой картинки, какие вопросы он будет задавать и т.д.
7. Пересказ. Сначала педагог должен с выражением прочитать ребенку какой-нибудь текст, сложность которого должна соответствовать его возрасту. Нужно спросить, понравился ли этот рассказ малышу. Если какие-то слова ему незнакомы, то нужно объяснить их значение.
Перед повторным чтением текста, нужно сказать ребенку, чтобы он слушал внимательнее и запоминал, потому что ему предстоит пересказать услышанное.
Пересказ может быть разным:
8. Самостоятельное составление рассказа. Переход к этому этапу предполагает проведение большой подготовительной работы. Для упрощения задачи малыша можно предложить ему определенную тему. К примеру, он должен рассказать об одном дне в детском саду или впечатлениях о посещении цирка (кинотеатра и т.д.).
Речевые упражнения
На развитие речи старших и младших дошкольников влияют различные занятия, вроде рисования и лепки. Совместный труд и игровые занятия детей и взрослых не только укрепляют их связь, но и способствуют обогащению словарного запаса малыша.
Следующие упражнения можно проводить дома и в детском саду:
Развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование различных методик, в соответствии с возрастом малышей. Систематическая работа позволит ребенку освоить речевые навыки, что необходимо для нормального существования в социуме.
А, если вы хотите научиться планировать индивидуальную работу с ребенком с ЗРР, выявлять признаки расстройства аутического спектра в раннем возрасте и обследовать детей первого года жизни и определять уровень из доречевого и сенсомоторного развития, то предлагаем ознакомиться с нашим курсом повышения квалификации на 72 ак. часа «Диагностика и логокоррекционная помощь детям раннего возраста».
Вы научитесь проводить комплексный подход в абилитации (ранней помощи) детей раннего возраста с ТМНР, узнаете методику обследования познавательных навыков и речи детей раннего возраста и многое другое. Подробнее.
Автор
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!