Дизартрия — одно из наиболее распространённых речевых расстройств у детей. Для неё характерно нарушение чёткости и выразительности речи, прежде всего из-за проблем с произношением звуков. Чаще всего страдают свистящие, шипящие, а также звуки «Л» и «Р». При более тяжёлых формах нарушаются даже простые звуки, появляющиеся в речи ребёнка одними из первых — губные («п», «б», «м», «в», «ф»), переднеязычные («т», «д», «н») и заднеязычные («к», «г», «х»).
В зависимости от степени выраженности различают:
К основным признакам дизартрии относятся:
Если к дизартрии присоединяются эти сложности, речь идёт об общем недоразвитии речи (ОНР), осложнённом дизартрией.
Псевдобульбарная дизартрия — самая частая форма у детей (до 90% случаев). Её основная причина — нарушение мышечного тонуса органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба). Важным фактором риска является так называемый синдром пирамидной недостаточности.
Это неврологическое состояние, которое обычно диагностируется неврологом в первые месяцы жизни ребёнка. Чаще всего встречается у детей, перенёсших перинатальную энцефалопатию (ПЭП) — нарушения работы мозга из-за проблем во время беременности или родов.
Главные признаки пирамидного синдрома:
Пирамидный путь — это система нейронов, которая соединяет моторные зоны коры головного мозга с мышцами тела через спинной мозг. Особое значение для речи имеет кортико-бульбарный путь — часть пирамидной системы, идущая от коры к ядрам черепно-мозговых нервов, которые управляют органами артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо).
Усугубляет смазанность и нечёткость дикции.
Например, ребёнок при подъёме языка запрокидывает голову, двигает пальцами рук, язык повторяет движения глаз.
Важно понимать: наличие пирамидного синдрома не означает, что у ребёнка обязательно будет дизартрия. Всё зависит от степени повреждения, локализации нарушений и компенсаторных возможностей нервной системы. Однако дети с этим синдромом находятся в группе риска, и им важно регулярно наблюдаться у специалистов.
Дизартрия — это сложное речевое расстройство, тесно связанное с неврологическими нарушениями, особенно с синдромом пирамидной недостаточности. Чем раньше будет выявлена пирамидная недостаточность и начата коррекционная работа (массажи, гимнастика, занятия с логопедом), тем выше шанс скорректировать нарушения речи и улучшить качество жизни ребёнка.
Автор
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!