Поймите связь синдрома пирамидной недостаточности с дизартрией у детей
Содержание статьи
Дизартрия у детей — одно из наиболее распространенных речевых расстройств. Она связана с нарушением артикуляции и проявляется смазанной, маловыразительной речью. Одним из факторов риска развития дизартрии является синдром пирамидной недостаточности, который формируется в раннем возрасте. В статье мы разберем, как проявляется это состояние, почему оно связано с дизартрией и какие признаки должны насторожить специалиста и родителей.
Формы дизартрии у детей
В зависимости от степени выраженности выделяют:
- Стертую дизартрию — нарушено несколько групп звуков (чаще позднего онтогенеза).
- Дизартрию — страдает большое количество звуков, речь плохо понятна, создается впечатление «каши во рту».
- Анартия — тяжелое нарушение, при котором страдает артикуляция как согласных, так и гласных; речь становится нечленораздельной.
Признаки дизартрии
- смазанность и нечеткость дикции;
- недостаточная выразительность речи;
- слабый речевой выдох и частые паузы;
- нарушения звукослоговой структуры слова;
- трудности с фонематическим восприятием;
- затруднения в построении фраз.
Если эти признаки дополняются более глубокими нарушениями, речь идет об общем недоразвитии речи (ОНР), осложненном дизартрией.
Роль синдрома пирамидной недостаточности
Наиболее часто у детей встречается псевдобульбарная дизартрия (до 90% случаев). Ее причиной является нарушение тонуса органов артикуляции (язык, губы, мягкое небо). Существенным фактором риска становится синдром пирамидной недостаточности.
Что такое синдром пирамидной недостаточности
Это неврологическое состояние, которое чаще всего диагностируется у детей с перинатальной энцефалопатией.
Основные признаки:
- нарушения мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);
- раннее вставание на ноги, ходьба на цыпочках (при гипертонусе);
- задержки психомоторного развития (при гипотонусе);
- моторная неловкость и неуклюжесть в дальнейшем.
Кортико-бульбарный путь и его роль в речи
Пирамидный путь соединяет моторные зоны мозга с мышцами. Важную роль играет кортико-бульбарный путь, контролирующий язык, губы и мягкое небо. Его нарушения проявляются следующим образом:
- Мышцы языка. При спастичности язык напряжен, страдает произнесение согласных («сябака» вместо «собака»). При снижении тонуса — межзубное произношение, трудности с подъемом языка.
- Мышцы губ. Нарушения делают речь смазанной, искажают губные согласные и гласные.
- Мягкое небо. При слабости возникает носовой оттенок речи (ринофония).
- Гиперсаливация. Усиливает смазанность дикции.
- Синкинезии. Ребенок при движении языка выполняет лишние движения головой, руками, глазами.
Связь синдрома пирамидной недостаточности и дизартрии
Наличие пирамидного синдрома не всегда приводит к дизартрии, но значительно повышает риск ее развития. Чем выраженнее нарушения и слабее компенсаторные возможности нервной системы, тем выше вероятность проблем с речью.
Заключение
Синдром пирамидной недостаточности — это важный фактор риска дизартрии у детей. Чем раньше проведена диагностика и начата коррекционная работа (логопедические занятия, гимнастика, массаж), тем выше шанс сформировать понятную и выразительную речь.


Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Восстановление речи после инсульта
Узнайте про восстановление речи после инсульта. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.