Грамотная речь человека – это показатель его образованности и нормального уровня развития интеллекта. Развитием речевого навыка необходимо заниматься с самого раннего возраста, т.е. в дошкольный период, чтобы ко времени начала обучения в школе, у ребенка не было никаких речевых дефектов.
Но когда человек становится взрослее, сам факт владения речью уже не является одним из основных критериев, по которым оцениваются его умения и навыки. Не менее важным становится то, умеет ли человек говорить красиво, чтобы собеседники внимательно слушали его и на 100% воспринимали сказанную им информацию. Такой навык очень полезен в самых различных отраслях профессиональной деятельности, поэтому важно развивать его с самого детства.
Если речь будет блеклой и невнятной, то это может свести на нет все усилия человека, вне зависимости от ситуации: общение с другими детьми, экзамен в школе или собеседование на работе. Понятно, что умение говорить красиво – это не врожденный, а приобретенный навык (как, кстати, и сама речь). И начинать заниматься этим нужно как можно раньше, применяя на практике те рекомендации, которые уже показали свою эффективность.
Неправильная речь может быть следствием разного рода причин. К примеру, неправильным строением зубочелюстной системы. Эта проблема устраняется обращением к врачу-ортодонту, челюстному хирургу и занятиями с логопедом.
Другая возможная причина – это нарушение мозговых механизмов формирования речевой системы. В этом случае требуется достаточно серьезная работа со стороны группы специалистов: психоневролога, логопеда, нейропсихолога, дефектолога. Эффективность коррекционной работы зависит, в том числе, и от роли родителей.
На состояние речи влияют и индивидуальные особенности каждого ребенка. Одни дети малообщительны, т.е. они недостаточно интенсивно используют и развивают свои речевые навыки. Другие дети мало читают, в связи с чем их словарный запас оказывается крайне беден. Третья категория детей очень активна (даже гиперактивна), в результате чего их речь становится непонятной, они как бы «захлебываются», стремясь быстро произнести большое количество слов. Как результат – избыточное использование междометий и местоимений, слов-паразитов, вроде «это», «значит», «как бы», а также замена слов жестикуляцией.
Соответственно, чтобы научиться красиво говорить, нужно избавиться от имеющихся у ребенка речевых дефектов (связанных с физиологическим или психическим состоянием).
Красивая речь – это отражение мышления человека. Чтобы говорить правильно, важно следить за тем, чтобы сознание не было засорено «словесным мусором». В этом вопросе крайне важна роль родителей, которые должны научить своего ребенка говорить правильно и красиво.
Помогут следующие рекомендации:
Вечером перед сном можно спрашивать ребенка о том, что нового он узнал за сегодня, что нового увидел и т.д. Этим вы стимулируете у него речевую активность, сам ребенок учится и постепенно привыкает формулировать свои мысли в единое, осмысленное высказывание.
Чтобы научиться красиво говорить, ребенок должен развивать эти навыки с детства. Родители должны контролировать этот процесс, поправляя его там, где это нужно. К примеру, когда ребенок рассказывает стихотворение, то в большинстве случаев он тараторит, стараясь рассказать стих как можно быстрее. Важно донести до него, что стих нужно рассказать так, чтобы все услышали это. Важно показать на собственном примере, как нужно рассказывать стихотворение четко, выразительно и с интонацией.
Ребенок должен понимать, что для того, чтобы аудитория слушала его с интересом, само стихотворение, которое он рассказывает, должно быть понятно и интересно ему самому.
Если ребенок говорит невнятно, слишком тихо, коверкает слова и глотает окончания, то его можно записать на диктофон. Когда ребенок прослушает запись, он поймет, что его речь звучит неправильно. Он будет понимать, в каком направлении ему нужно работать, чтобы его речь звучала правильно и красиво.
Чтобы ребенок смог говорить красиво, разработаны специальные техники речи. В частности, педагогом Марианной Франке-Грикш разработана техника «пустого стула» для неуверенных в себе детей. Суть ее заключалась в том, что педагог подходит к ребенку, который говорит неуверенно, чем-то напуган и встревожен, и говорит ему о том, чтобы он представил, чтобы рядом здесь сидят его мама и папа. И то, что они его очень любят и поддерживают.
Вот еще несколько рекомендаций, которые позволят ребенку говорить красиво:
Только активная роль родителей поможет ребенку развивать свои речевые навыки. Важно уделять этому достаточное количество времени, постоянно общаясь с ребенком, на собственном примере показывая, какой должна быть речь. Если вы будете допускать какие-то ошибки, неправильно произносить слова, то ребенок запомнит это и будет повторять за вами. В таком случае его уже нужно будет переучивать, что всегда сложнее.
Автор
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!