Логотип

Как развивать навыки владения ножницами

Советы от Колотилкиной Ольги Борисовны

Работа с ножницами — отличный способ развить координацию, мелкую моторику и двусторонние навыки. Вот как правильно обучить ребёнка:

Как правильно держать ножницы

  • Большой палец вверх в первое кольцо.
  • Средний палец — во второе кольцо.
  • Указательный палец — снаружи второго кольца, стабилизирует движение.
  • Безымянный и мизинец — подогнуты, прижаты к ладони или вместе со средним пальцем во втором кольце.
  • Расположение бумаги: разместите лист выше уровня глаз — ребёнок будет резать вверх, сохраняя правильный захват.

Этапы овладения навыком

По словам Колотилкиной, умение пользоваться ножницами развивается через следующие стадии:

  1. Ребенок начинает проявлять интерес к ножницам и работе с ними.
  2. Ребенок держит ножницы правильно.
  3. Ребенок открывает и закрывает ножницы произвольно.
  4. Ребенок может отрезать кусок бумаги.
  5. Ребенок отрезает кусок бумаги, делая два или более последовательных надреза.
  6. Ребенок может разрезать лист бумаги пополам.
  7. Ребенок может вырезать квадрат.
  8. Ребенок вырезает фигуры более сложных форм.

Исследования специалистов показывают, что освоение работы с ножницами — это последовательный процесс, включающий несколько важных этапов развития мелкой моторики.

Вначале ребёнок знакомится с инструментом и учится делать первые одиночные надрезы, так называемые «снипы».

Затем он переходит к следующему этапу, «снип-подрезу», при котором уже способен совершать серию небольших последовательных разрезов.

Следующий важный шаг — формирование навыка «плавного реза», когда ребёнок учится непрерывно продвигать ножницы вперёд по заданной линии.

После этого постепенно усложняются задачи: от прямых линий и простых геометрических фигур ребёнок переходит к выполнению более точных движений, вырезая узкие и округлые линии, а затем осваивая круги, квадраты, треугольники и другие сложные формы.

Ключевым принципом здесь является постепенность: каждый новый этап ребёнок начинает осваивать лишь после того, как уверенно и спокойно справляется с предыдущим. Именно такой подход обеспечивает стабильный, безопасный и эффективный прогресс.

Изображение к статье: Учимся пользоваться ножницами
Изображение к статье: Учимся пользоваться ножницами
Изображение к статье: Учимся пользоваться ножницами
Изображение к статье: Учимся пользоваться ножницами
Изображение к статье: Учимся пользоваться ножницами
Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.