Помогаем детям справиться с оптической дисграфией: признаки, причины и эффективные упражнения
Содержание статьи
Оптическая дисграфия — одно из наиболее распространенных нарушений письма у младших школьников. Она проявляется в замене, смешении и искажении букв, которые похожи по написанию. Родители и педагоги часто путают её с обычными «детскими ошибками», но на самом деле за этим стоят особенности развития зрительно-пространственных функций. В статье рассмотрим, как распознать оптическую дисграфию, какие причины её вызывают и какие упражнения помогут ребенку улучшить навыки письма.
Что такое дисграфия?
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, выражающееся в устойчивых ошибках, не связанных с незнанием правил.
Разновидности нарушений письма:
- Дисграфия — общее нарушение письма.
- Аграфия — полная утрата навыка письма (чаще у взрослых после инсультов или травм).
- Дизорфография — трудности с усвоением орфографических правил.
- Эволюционная дисграфия — временные трудности письма у детей, связанные с возрастным развитием.
Основные проявления дисграфии
Все виды дисграфии проявляются в характерных ошибках:
- замены и искажения букв;
- пропуски или перестановки слогов;
- слияние слов или, наоборот, разделение одной лексемы на части;
- ошибки в согласовании слов и построении предложений.
Что такое оптическая дисграфия?
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительно-пространственных функций:
- зрительный гнозис — умение различать и узнавать предметы глазами;
- зрительная память — удержание в памяти образов букв;
- зрительный анализ и синтез — умение выделять части букв и соединять их;
- пространственные представления — понимание «лево-право», «верх-низ».
Примеры часто путаемых букв: п–н, п–и, у–и, ц–щ, ш–и, м–л, б–д, п–т, н–к.
Причины оптической дисграфии
- задержка формирования зрительных функций;
- наследственная предрасположенность;
- органические нарушения речи;
- трудности становления межполушарного взаимодействия;
- несформированность схемы тела у ребенка.
По мнению О. А. Токаревой, главная причина кроется в неустойчивости зрительных впечатлений: буквы кажутся ребенку одинаковыми, не закрепляются в памяти и воспринимаются по-разному в разные моменты.
Как распознать оптическую дисграфию?
Ключевой признак: устойчивые ошибки, связанные с графикой, а не с фонетикой. У ребенка хорошо различаются звуки на слух, но при письме путаются буквы, которые визуально похожи.
Как помочь ребенку: упражнения и методы коррекции
Логопедическая коррекция направлена на развитие зрительно-пространственных представлений и тренировку зрительной памяти.
Рекомендуемые упражнения:
- сравнение и различение похожих букв;
- раскрашивание и обведение букв по контуру;
- составление слов из разрезных букв;
- работа с карточками «найди лишнюю букву»;
- упражнения на развитие пространственной ориентации («лево-право», «верх-низ»);
- графические диктанты;
- игры на зрительное внимание и память («запомни и нарисуй», «найди различия»).
Раннее выявление и регулярная работа с логопедом значительно уменьшают проявления дисграфии и помогают ребенку освоить письмо без лишних трудностей.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.