Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, которые возникают не из-за незнания правил, а по причине несформированности высших психических функций, участвующих в письменной речи.
Среди наиболее распространённых терминов для обозначения нарушений письма выделяют:
Независимо от вида, все формы дисграфии проявляются в характерных, устойчивых ошибках при письме. К ним относятся:
Оптическая дисграфия — это разновидность дисграфии, связанная с недоразвитием зрительно-пространственных функций, таких как:
При оптической дисграфии ребёнок смешивает или неправильно пишет схожие по изображению буквы. Например, часто путаются:
Причины оптической дисграфии могут быть связаны с задержкой в формировании зрительных функций, наследственной предрасположенностью, нарушениями устной речи органического генеза, трудностями становления межполушарного взаимодействия (латерализации), а также с задержкой формирования схемы тела ребёнка.
По мнению О. А. Токаревой, основная причина оптической дисграфии — неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Буквы могут казаться ребёнку похожими и неуникальными, их образы не закрепляются в памяти, и в разные моменты они могут восприниматься по-разному.
Главный признак — устойчивые ошибки, связанные именно с графикой, а не с фонетикой или грамматикой. Это замены, пропуски, перестановки, слияния или разделения букв, которые визуально схожи между собой. При этом навык устной речи и слуховое различение звуков могут быть в норме.
Работа с оптической дисграфией включает развитие зрительно-пространственных представлений, упражнений на различение похожих букв, тренировку зрительной памяти, пространственного мышления, а также укрепление навыков письма через специальные упражнения, игры и задания.
Раннее выявление и грамотная логопедическая поддержка позволяют значительно сократить выраженность нарушения, улучшить качество письменной речи и снизить количество ошибок.
Автор
Процесс автоматизации звуков длительный и трудоёмкий. Суть приёма заключается в том, что ребёнок, произнося слова, словосочетания, предложения с автоматизируемым звуком, рисует поэтапно схематичные изображения по показу логопеда
Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является...
Скачайте бесплатно документы для обследования детей с дисграфией!
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!