Афазия - симптомы, причины, диагностика и лечение
Содержание статьи
Афазия — это утрата или серьёзное нарушение уже сформированной речи, возникающее вследствие локального органического поражения речевых зон головного мозга. Важно отметить, что афазия возникает у человека, у которого речь уже была сформирована: это отличает афазию от других речевых нарушений детского возраста. Органическое поражение головного мозга, затрагивающее ключевые зоны, приводит к частичной или полной утрате способности говорить, понимать речь, а иногда и к нарушению чтения и письма.

Причины возникновения афазии
Наиболее частой причиной афазии являются сосудистые заболевания головного мозга — в первую очередь, геморрагические и ишемические инсульты. Характер речевых нарушений зависит от типа инсульта:
- При геморрагическом инсульте чаще встречаются тотальные и смешанные формы афазии.
- Ишемический инсульт обычно приводит к тотальной, моторной или сенсорной афазии.
Другие возможные причины афазии:
- Черепно-мозговые травмы (ЧМТ)
- Воспалительные заболевания (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс мозга)
- Опухоли головного мозга
- Прогрессирующие заболевания центральной нервной системы (например, некоторые формы болезни Альцгеймера и болезни Пика)
- Последствия нейрохирургических операций
Этиологический фактор определяет не только характер и течение афазии, но и её прогноз.
Классификация афазий по А.Р. Лурия
Систематизация форм афазии долгое время была предметом научных дискуссий. В настоящее время в клинической практике наиболее востребована классификация, предложенная А.Р. Лурия. В её основе лежат две характеристики:
- Локализация очага поражения в доминантном полушарии
- Характер речевых нарушений
Согласно этой классификации, выделяют следующие основные формы афазии:
Моторная афазия
- Эфферентная моторная афазия (афазия Брока)
Возникает при поражении нижних отделов премоторной области (зона Брока). Основной дефект — невозможность переключения с одной артикуляционной позы на другую (кинетическая артикуляционная апраксия). Пациенту трудно последовательно произносить слоги и слова. - Афферентная моторная афазия
Развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры. Ведущий симптом — затруднение поиска нужной артикуляционной позы для произнесения звука (кинестетическая артикуляционная апраксия). Речь становится малопонятной, с заменами и пропусками звуков.
Сенсорные и смешанные формы
- Акустико-гностическая афазия (афазия Вернике)
Связана с поражением задней трети верхней височной извилины. Ведущий симптом — нарушение фонематического слуха, в результате чего человек перестаёт понимать обращённую к нему речь. - Акустико-мнестическая афазия
Поражение средней височной извилины приводит к снижению слухоречевой памяти и затруднению узнавания слов на слух. Иногда страдает и зрительное узнавание предметов. - Семантическая афазия
Возникает при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры. Проявляется трудностями в понимании сложных грамматических конструкций и забыванием названий предметов и явлений. - Динамическая афазия
Причина — поражение заднелобных отделов мозга. Нарушается способность к построению внутренней речевой программы, к формулированию и реализации высказывания. Страдает коммуникативная функция речи.
Тотальная и смешанные формы
- Тотальная афазия
Возникает при обширном поражении коры доминантного полушария, затрагивающем моторные и сенсорные речевые зоны. Человек полностью теряет способность говорить и понимать речь. - Смешанные формы
В клинике часто встречаются варианты, сочетающие признаки нескольких форм афазии, например, афферентно-эфферентные, сенсомоторные и другие комбинации.
Заключение
Афазия — сложное и многогранное нарушение, требующее дифференцированного подхода к диагностике и реабилитации. Классификация по А.Р. Лурия помогает не только определить тип афазии, но и выстроить индивидуальную программу восстановления речи. Важно помнить, что своевременная диагностика и комплексная помощь значительно улучшают прогноз для восстановления речевых функций.

Сергеева Галина
Автор
Файлы для скачивания
- 33 Афазия. Этиология0.02 MB
- 35 Методика восстановления речи при акустико мнестической афазии0.02 MB
- 36 Методика восстановления речи при семантической афазии0.02 MB
- 38 Методика восстановления речи при эфферентной афазии0.02 MB
- 39 Методика восстановления речи при динамической афазии0.02 MB
- Сводная таблица симптомов при афазии0.05 MB
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!