Узнайте, как диагностировать дисграфию у детей
Содержание статьи
Дисграфия — одно из наиболее частых специфических нарушений письменной речи у младших школьников. Она проявляется стойкими, повторяющимися ошибками, которые не связаны с незнанием правил орфографии, а отражают особенности развития когнитивных функций. Для логопеда важно вовремя распознать предпосылки дисграфии еще в дошкольном возрасте и выстроить профилактическую работу, чтобы избежать серьезных трудностей в школе.
Что такое дисграфия
Дисграфия — это нарушение письма, связанное с несформированностью языковых и психических процессов, необходимых для овладения письменной речью. В отличие от «обычных» ошибок, дисграфические ошибки носят устойчивый характер и повторяются из раза в раз.
Причины возникновения разнообразны:
- органические поражения головного мозга;
- задержка созревания функциональных систем;
- длительные заболевания в раннем возрасте;
- неблагоприятные социальные условия (дефицит речевого общения, двуязычие, неправильная речь окружающих).
Клиническая картина дисграфии
У детей с дисграфией отмечаются:
- несформированность зрительного и слухового анализа;
- трудности пространственных представлений;
- слабость фонематического слуха;
- ошибки в слоговом анализе и синтезе;
- бедность лексико-грамматического строя речи;
- проблемы с вниманием и памятью.
В тяжелых случаях дисграфия наблюдается у детей с ЗПР, минимальной мозговой дисфункцией, нарушениями слуха и зрения, ДЦП.
Когда проявляется дисграфия
Первые признаки можно заметить уже в дошкольном возрасте. Дети с несформированной фонетико-фонематической стороной речи позже испытывают трудности с письмом. Если не выявить проблему заранее, дисграфия проявится при поступлении в школу.
Как проявляется дисграфия в письме
Типичные дисграфические ошибки:
- Смешение букв по сходству (б–д, п–т, а–о, е–з).
- Ошибки, связанные с произношением: ребенок пишет так, как говорит («сапка» вместо «шапка»).
- Замена фонем по акустическому сходству: р–л, звонкие-глухие, свистящие-шипящие.
- Пропуски и перестановки букв или слогов («тубло» вместо «дупло»).
- Персеверации и антиципации: повтор или предвосхищение букв и слогов.
- Ошибки обозначения мягкости согласных («сольить» вместо «солить»).
- Слитное написание предлогов и раздельное — приставок.
Если такие ошибки носят системный характер, необходимо проведение логопедического обследования.
Диагностика дисграфии
Для диагностики используются:
- анализ письменных работ;
- логопедическое обследование речи;
- задания на фонематический слух, слоговой анализ, зрительное восприятие;
- консультации невролога и психолога при необходимости.
Ранняя диагностика позволяет своевременно начать коррекцию и снизить риск появления школьной дезадаптации.
✅ Вывод: дисграфия — это не просто ошибки письма, а системное нарушение, требующее профессиональной логопедической помощи. Чем раньше родители и специалисты заметят тревожные признаки, тем эффективнее будет коррекционная работа.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Логопедическое обследование при дисграфии
Скачайте бесплатно документы для обследования детей с дисграфией!
Годовой отчет учителя-логопеда
Не знаете, как писать отчет по годовому плану? В документах есть замечательный алгоритм
Опыт использования специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР III
В данной статье рассматриваются аспекты работы учителя – логопеда по использованию символов звуков на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
-11.png&w=3840&q=75)