Логотип

Узнайте, как диагностировать дисграфию у детей

Дисграфия — одно из наиболее частых специфических нарушений письменной речи у младших школьников. Она проявляется стойкими, повторяющимися ошибками, которые не связаны с незнанием правил орфографии, а отражают особенности развития когнитивных функций. Для логопеда важно вовремя распознать предпосылки дисграфии еще в дошкольном возрасте и выстроить профилактическую работу, чтобы избежать серьезных трудностей в школе.

Что такое дисграфия

Дисграфия — это нарушение письма, связанное с несформированностью языковых и психических процессов, необходимых для овладения письменной речью. В отличие от «обычных» ошибок, дисграфические ошибки носят устойчивый характер и повторяются из раза в раз.

Причины возникновения разнообразны:

  • органические поражения головного мозга;
  • задержка созревания функциональных систем;
  • длительные заболевания в раннем возрасте;
  • неблагоприятные социальные условия (дефицит речевого общения, двуязычие, неправильная речь окружающих).


Клиническая картина дисграфии

У детей с дисграфией отмечаются:

  • несформированность зрительного и слухового анализа;
  • трудности пространственных представлений;
  • слабость фонематического слуха;
  • ошибки в слоговом анализе и синтезе;
  • бедность лексико-грамматического строя речи;
  • проблемы с вниманием и памятью.

В тяжелых случаях дисграфия наблюдается у детей с ЗПР, минимальной мозговой дисфункцией, нарушениями слуха и зрения, ДЦП.


Когда проявляется дисграфия

Первые признаки можно заметить уже в дошкольном возрасте. Дети с несформированной фонетико-фонематической стороной речи позже испытывают трудности с письмом. Если не выявить проблему заранее, дисграфия проявится при поступлении в школу.


Как проявляется дисграфия в письме

Типичные дисграфические ошибки:

  1. Смешение букв по сходству (б–д, п–т, а–о, е–з).
  2. Ошибки, связанные с произношением: ребенок пишет так, как говорит («сапка» вместо «шапка»).
  3. Замена фонем по акустическому сходству: р–л, звонкие-глухие, свистящие-шипящие.
  4. Пропуски и перестановки букв или слогов («тубло» вместо «дупло»).
  5. Персеверации и антиципации: повтор или предвосхищение букв и слогов.
  6. Ошибки обозначения мягкости согласных («сольить» вместо «солить»).
  7. Слитное написание предлогов и раздельное — приставок.

Если такие ошибки носят системный характер, необходимо проведение логопедического обследования.


Диагностика дисграфии

Для диагностики используются:

  • анализ письменных работ;
  • логопедическое обследование речи;
  • задания на фонематический слух, слоговой анализ, зрительное восприятие;
  • консультации невролога и психолога при необходимости.

Ранняя диагностика позволяет своевременно начать коррекцию и снизить риск появления школьной дезадаптации.


✅ Вывод: дисграфия — это не просто ошибки письма, а системное нарушение, требующее профессиональной логопедической помощи. Чем раньше родители и специалисты заметят тревожные признаки, тем эффективнее будет коррекционная работа.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 3 октября 2025 г.

Файлы для скачивания

  • Альбом Аграмматическая дисграфия
    1.30 MB
  • Рабочая программа по коррекции дисграфии
    0.12 MB
  • Программа по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
    0.34 MB
  • Тест на определение дисграфии
    0.11 MB
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться