Как распознать и преодолеть глоссофобию (логофобию)
Содержание статьи
Страх говорить вслух — распространенное явление не только среди взрослых, но и у детей. Для логопеда важно уметь отличать естественное волнение от патологического страха речи — глоссофобии (логофобии). В этой статье разбираем основные признаки, причины и подходы к коррекции этого расстройства.
Что такое глоссофобия
Глоссофобия — это выраженный страх речевого высказывания, чаще всего проявляющийся при необходимости говорить перед другими людьми. У детей и взрослых с логофобией наблюдается тревожная реакция на сам факт речи, которая нередко усиливает уже имеющееся заикание или другие формы речевых нарушений.
Такой страх ограничивает человека в общении, снижает уверенность и мешает социализации.
Как распознать глоссофобию
Ребенок или взрослый с логофобией может быть хорошо подготовлен к выступлению, но в момент речи испытывает сильное физическое и эмоциональное напряжение.
Основные проявления:
- выраженное волнение, учащенное сердцебиение, дрожь, потливость;
- запинки и заикание при волнении;
- покраснение лица, чувство «замирания» голоса;
- неуверенность, избегание разговоров и выступлений;
- заниженная самооценка и чувство беспомощности;
- напряжение и панические реакции при обращении к аудитории.
Дети с глоссофобией часто замыкаются, становятся тревожными, избегают общения со сверстниками.
Почему возникает страх речи
Логофобия может развиться как на фоне невротического заикания, так и при органических пораженияхцентральной нервной системы. Иногда она связана с травматическим опытом общения — неудачным публичным выступлением, насмешками или чрезмерным контролем со стороны взрослых.
Основные причины:
- психологическая травма и невротическое заикание;
- неврозоподобные формы заикания при органическом поражении мозга;
- элективный мутизм — избирательная немота в стрессовых ситуациях;
- негативный опыт публичного общения;
- гиперопека и высокий уровень тревожности в семье.
Как проводится диагностика
Диагностика глоссофобии проводится командой специалистов: психотерапевтом, логопедом и неврологом.
Используются методы:
- клиническое интервью, беседа, наблюдение;
- логопедическое обследование речи и дыхания;
- неврологическая диагностика (МРТ, ЭЭГ при необходимости);
- оценка уровня тревожности и самооценки.
Такой комплексный подход позволяет определить, что является первичным — страх речи или речевое нарушение.
Как лечить и корректировать глоссофобию
Терапия включает три направления:
- Психотерапия
- когнитивно-поведенческая и игровая терапия;
- аутотренинг и дыхательные практики;
- гипнотерапия (по показаниям);
- БОС-терапия (биологическая обратная связь).
- Логопедическая помощь
Проводится при наличии заикания, дизартрии и других нарушений. Используются: - артикуляционные и дыхательные упражнения;
- логопедическая ритмика;
- массаж;
- логокоррекционные занятия на автоматизацию плавной речи.
- Физиотерапия и поддерживающая медикаментозная терапия
Направлены на снижение тревожности, нормализацию работы нервной системы и общего тонуса организма.
Роль логопеда в коррекции страха речи
Задача логопеда — помочь ребенку сформировать уверенность в собственных речевых возможностях. На занятиях используются игровые формы, постепенное усложнение речевых заданий, дыхательные упражнения и психогимнастика.
Главный принцип — от спокойного общения к речевым выступлениям.
Итог
Глоссофобия — не просто застенчивость, а полноценное психоэмоциональное расстройство, которое требует внимания специалиста. Важно вовремя заметить тревожные признаки и организовать комплексную помощь: логопедическую, психотерапевтическую и медицинскую. Только при системной работе страх речи преодолевается полностью.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Восстановление речи после инсульта
Узнайте про восстановление речи после инсульта. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.