Логотип

Лучшие игры для безречевых детей: как развивать речь и мотивацию к коммуникации через игровые занятия

Занятия с безречевыми детьми требуют особого подхода — важно вовлекать малыша, создавая позитивные сенсорные впечатления и сопровождая их яркими, эмоциональными комментариями. Именно через простые, понятные игры ребёнок постепенно открывает для себя радость общения, обогащает внутренний словарь и делает первые шаги к самостоятельной речи.

Основные цели таких игр:

  • формировать мотивацию к речевой деятельности;
  • расширять пассивный и активный словарь;
  • развивать высшие психические функции, связанные с речью;
  • знакомить ребёнка с окружающим миром в интересной игровой форме.

Если малыш хочет и может повторять за вами — отлично! Если нет, не прекращайте занятия: даже молчаливое участие пополняет его пассивный словарь.

Формируем звукоподражания

Игра «Машинка из одеяла»

Постелите на пол покрывало, усадите малыша, дайте воображаемый руль. Поясните, что он едет на машине и сигналит: «би-би!». Катайте ребёнка, подталкивая его к произнесению звуков. Уезжая, попрощайтесь: «Пока!», показывая жест.

Игра «Мусорка»

Бросайте вместе с ребёнком бумажки или тряпочки в коробку. Попали? Говорим: «оп!». Промахнулись — «бум!». Сопровождайте действия словами: бросать, кидать, швырять, помогая ребёнку осваивать новые значения.

Игра «Дождик»

Сыпьте рис или гречку, называя это дождём: «кап-кап». В процессе закрепляйте новые звуки.

Игра «Снег»

Работайте с ватой: сдувайте, отщипывайте, повторяя слово «вата». Это помогает закрепить новые простые слова.

Игра «Будильник»

Пальцем имитируйте заведение будильника на руке ребёнка, повторяйте «тик-так», а потом «з-ззз» (будильник звонит). Можно повторить на других частях тела, просить завести будильник другому человеку.

Игра «Чудесный мешочек»

Положите в мешочек разные предметы (вата, мох, бусины). Пусть ребёнок на ощупь угадывает, что достал, и пытается назвать предмет.

Игра «Обёртки»

Разворачивайте вместе разные предметы, спрятанные в ткань или бумагу, и стимулируйте ребёнка к простым восклицаниям: «Опа!» или к названию находки.

Развиваем грамматический строй и навыки словоизменения

Сортировка игрушек

Используйте коробки с наклейками (машины, куклы, формочки). Дайте ребёнку самостоятельно сортировать игрушки, сопровождайте действия простыми комментариями: «едет», «топает», «льётся». После игры покажите разницу между одной и многими: «Одна лейка — много леек», выделяя окончания.

Игра «Теремок»

Помогайте героям попасть «в дом», используя чёткие инструкции: «Посади мышку в дом». Проговаривайте предлоги, формируя правильное речевое оформление. Отлично подходит деревянный конструктор.

Упражнение «Разноцветный сундучок»

Пусть ребёнок по вашей просьбе достаёт предметы определённого цвета: «Достань красный», «Достань красную».

Игра «Домики для животных»

Постройте большие и маленькие домики. В большие домики поселите мам, в маленькие — деток. Попросите ребёнка расселить белку и бельчонка, сопровождайте действия вопросами и просьбами: «Дай белку, дай бельчонка».

Развиваем внутреннюю речь

Для закрепления прилагательных сортируйте детали конструктора: в одну коробку — самые высокие бруски, в другую — маленькие, в третью — тонкие и т.д. Проговаривайте свойства предметов: «высокий», «маленький», «тонкий».

Почему эти игры работают?

Такие игры не только развивают речь, моторику и воображение, но и помогают малышу чувствовать себя успешным, мотивируют к общению и открывают дверь в большой мир слов. Чем чаще вы играете вместе, тем увереннее ребёнок осваивает речевые навыки — через радость, движение и личное участие!

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.