Логотип

Используйте игры для безречевых детей: развивайте речь и мотивацию к коммуникации

Работа с безречевыми детьми требует особого подхода. Главная задача логопеда и родителей — вовлечь ребенка в процесс, создавая позитивные сенсорные впечатления и сопровождая их яркими эмоциональными комментариями. Через простые, понятные игры для развития речи ребенок открывает радость общения, обогащает внутренний словарь и делает первые шаги к самостоятельной речи.

Основные цели логопедических игр для безречевых детей

  • формировать мотивацию к речевой деятельности;
  • расширять пассивный и активный словарь;
  • развивать психические функции, связанные с речью;
  • знакомить ребенка с окружающим миром в игровой форме.

Даже если малыш не повторяет слова за взрослым, само участие в игре обогащает его пассивный словарь и стимулирует интерес к коммуникации.


Формируем первые звукоподражания

Игра «Машинка из одеяла»

Посадите ребенка на покрывало, дайте «руль» и катайте его, сопровождая звуками: «би-би!», «пока!». Так закрепляются первые звукоподражания.

Игра «Мусорка»

Бросайте вместе бумажки в коробку: попали — «оп!», промахнулись — «бум!». Используйте слова «бросай», «кидай», «швыряй», чтобы расширять словарь.

Игра «Дождик»

Сыпьте рис или гречку, называя: «кап-кап». Повторяйте звуки, закрепляя их в речи ребенка.

Игра «Снег»

Работайте с ватой: сдувайте, щипайте кусочки, повторяя слово «вата».

Игра «Будильник»

«Заводите» пальцем будильник на руке ребенка: «тик-так», потом «з-ззз». Играйте с разными частями тела.

Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок на ощупь достает предметы и пробует их назвать.

Игра «Обертки»

Разворачивайте вместе предметы в бумаге: «Опа!» — и называйте находку.

Такие игры для развития речи у безречевых детей помогают вызвать первые звукоподражания и стимулируют активный словарь.


Развиваем грамматический строй речи

Сортировка игрушек

Ребенок распределяет предметы по коробкам с наклейками. Логопед сопровождает действия словами: «едет», «льется». После игры акцентируйте внимание на числе: «одна кукла — много кукол».

Игра «Теремок»

Используйте конструктор и проговаривайте предлоги: «Посади мышку в дом».

Упражнение «Разноцветный сундучок»

Просите достать предметы определенного цвета: «красный», «зеленый».

Игра «Домики для животных»

Расселяйте животных по «большим» и «маленьким» домикам. Формируются грамматические категории и согласование.


Развиваем внутреннюю речь

Сортируйте детали конструктора по свойствам: «высокий», «маленький», «тонкий». Ребенок учится выделять признаки и закрепляет прилагательные.


Почему игры работают?

Игровая форма:

  • снижает напряжение и повышает мотивацию;
  • развивает речь, воображение и моторику;
  • помогает ребенку почувствовать себя успешным;
  • открывает путь к активной коммуникации.

Регулярные логопедические игры для безречевых детей делают обучение речи радостным процессом и помогают быстрее освоить первые слова.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 7 сентября 2025 г.
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться