Лучшие игры для безречевых детей: как развивать речь и мотивацию к коммуникации через игровые занятия
Содержание статьи
Занятия с безречевыми детьми требуют особого подхода — важно вовлекать малыша, создавая позитивные сенсорные впечатления и сопровождая их яркими, эмоциональными комментариями. Именно через простые, понятные игры ребёнок постепенно открывает для себя радость общения, обогащает внутренний словарь и делает первые шаги к самостоятельной речи.
Основные цели таких игр:
- формировать мотивацию к речевой деятельности;
- расширять пассивный и активный словарь;
- развивать высшие психические функции, связанные с речью;
- знакомить ребёнка с окружающим миром в интересной игровой форме.
Если малыш хочет и может повторять за вами — отлично! Если нет, не прекращайте занятия: даже молчаливое участие пополняет его пассивный словарь.
Формируем звукоподражания
Игра «Машинка из одеяла»
Постелите на пол покрывало, усадите малыша, дайте воображаемый руль. Поясните, что он едет на машине и сигналит: «би-би!». Катайте ребёнка, подталкивая его к произнесению звуков. Уезжая, попрощайтесь: «Пока!», показывая жест.
Игра «Мусорка»
Бросайте вместе с ребёнком бумажки или тряпочки в коробку. Попали? Говорим: «оп!». Промахнулись — «бум!». Сопровождайте действия словами: бросать, кидать, швырять, помогая ребёнку осваивать новые значения.
Игра «Дождик»
Сыпьте рис или гречку, называя это дождём: «кап-кап». В процессе закрепляйте новые звуки.
Игра «Снег»
Работайте с ватой: сдувайте, отщипывайте, повторяя слово «вата». Это помогает закрепить новые простые слова.
Игра «Будильник»
Пальцем имитируйте заведение будильника на руке ребёнка, повторяйте «тик-так», а потом «з-ззз» (будильник звонит). Можно повторить на других частях тела, просить завести будильник другому человеку.
Игра «Чудесный мешочек»
Положите в мешочек разные предметы (вата, мох, бусины). Пусть ребёнок на ощупь угадывает, что достал, и пытается назвать предмет.
Игра «Обёртки»
Разворачивайте вместе разные предметы, спрятанные в ткань или бумагу, и стимулируйте ребёнка к простым восклицаниям: «Опа!» или к названию находки.
Развиваем грамматический строй и навыки словоизменения
Сортировка игрушек
Используйте коробки с наклейками (машины, куклы, формочки). Дайте ребёнку самостоятельно сортировать игрушки, сопровождайте действия простыми комментариями: «едет», «топает», «льётся». После игры покажите разницу между одной и многими: «Одна лейка — много леек», выделяя окончания.
Игра «Теремок»
Помогайте героям попасть «в дом», используя чёткие инструкции: «Посади мышку в дом». Проговаривайте предлоги, формируя правильное речевое оформление. Отлично подходит деревянный конструктор.
Упражнение «Разноцветный сундучок»
Пусть ребёнок по вашей просьбе достаёт предметы определённого цвета: «Достань красный», «Достань красную».
Игра «Домики для животных»
Постройте большие и маленькие домики. В большие домики поселите мам, в маленькие — деток. Попросите ребёнка расселить белку и бельчонка, сопровождайте действия вопросами и просьбами: «Дай белку, дай бельчонка».
Развиваем внутреннюю речь
Для закрепления прилагательных сортируйте детали конструктора: в одну коробку — самые высокие бруски, в другую — маленькие, в третью — тонкие и т.д. Проговаривайте свойства предметов: «высокий», «маленький», «тонкий».
Почему эти игры работают?
Такие игры не только развивают речь, моторику и воображение, но и помогают малышу чувствовать себя успешным, мотивируют к общению и открывают дверь в большой мир слов. Чем чаще вы играете вместе, тем увереннее ребёнок осваивает речевые навыки — через радость, движение и личное участие!

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Коррекция щечного сигматизма
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!