Используйте игры для безречевых детей: развивайте речь и мотивацию к коммуникации
Содержание статьи
Работа с безречевыми детьми требует особого подхода. Главная задача логопеда и родителей — вовлечь ребенка в процесс, создавая позитивные сенсорные впечатления и сопровождая их яркими эмоциональными комментариями. Через простые, понятные игры для развития речи ребенок открывает радость общения, обогащает внутренний словарь и делает первые шаги к самостоятельной речи.
Основные цели логопедических игр для безречевых детей
- формировать мотивацию к речевой деятельности;
- расширять пассивный и активный словарь;
- развивать психические функции, связанные с речью;
- знакомить ребенка с окружающим миром в игровой форме.
Даже если малыш не повторяет слова за взрослым, само участие в игре обогащает его пассивный словарь и стимулирует интерес к коммуникации.
Формируем первые звукоподражания
Игра «Машинка из одеяла»
Посадите ребенка на покрывало, дайте «руль» и катайте его, сопровождая звуками: «би-би!», «пока!». Так закрепляются первые звукоподражания.
Игра «Мусорка»
Бросайте вместе бумажки в коробку: попали — «оп!», промахнулись — «бум!». Используйте слова «бросай», «кидай», «швыряй», чтобы расширять словарь.
Игра «Дождик»
Сыпьте рис или гречку, называя: «кап-кап». Повторяйте звуки, закрепляя их в речи ребенка.
Игра «Снег»
Работайте с ватой: сдувайте, щипайте кусочки, повторяя слово «вата».
Игра «Будильник»
«Заводите» пальцем будильник на руке ребенка: «тик-так», потом «з-ззз». Играйте с разными частями тела.
Игра «Чудесный мешочек»
Ребенок на ощупь достает предметы и пробует их назвать.
Игра «Обертки»
Разворачивайте вместе предметы в бумаге: «Опа!» — и называйте находку.
Такие игры для развития речи у безречевых детей помогают вызвать первые звукоподражания и стимулируют активный словарь.
Развиваем грамматический строй речи
Сортировка игрушек
Ребенок распределяет предметы по коробкам с наклейками. Логопед сопровождает действия словами: «едет», «льется». После игры акцентируйте внимание на числе: «одна кукла — много кукол».
Игра «Теремок»
Используйте конструктор и проговаривайте предлоги: «Посади мышку в дом».
Упражнение «Разноцветный сундучок»
Просите достать предметы определенного цвета: «красный», «зеленый».
Игра «Домики для животных»
Расселяйте животных по «большим» и «маленьким» домикам. Формируются грамматические категории и согласование.
Развиваем внутреннюю речь
Сортируйте детали конструктора по свойствам: «высокий», «маленький», «тонкий». Ребенок учится выделять признаки и закрепляет прилагательные.
Почему игры работают?
Игровая форма:
- снижает напряжение и повышает мотивацию;
- развивает речь, воображение и моторику;
- помогает ребенку почувствовать себя успешным;
- открывает путь к активной коммуникации.
Регулярные логопедические игры для безречевых детей делают обучение речи радостным процессом и помогают быстрее освоить первые слова.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Слоговая структура слова. Дидактические игры
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Узнайте, как прикус влияет на постановку звуков у детей
Узнайте, как неправильный прикус мешает постановке звуков у детей. В статье рассмотрены виды прикуса, их влияние на произношение и роль ортодонтического лечения в логопедической коррекции.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Использование наглядных средств для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР
Данная статья ориентирована на практикующих учителей-логопедов.