Логотип

Интеграция технологии сенсорной комнаты в логопедическую работу как ключевой компонент успешности реализации образовательного процесса в ДОУ

Одним из современных методов  коррекции нарушений психоречевого развития у детей  является использование концепции Сенсорной комнаты. Сенсорная  комната - это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит  мощный развивающий, профилактический и коррекционный  потенциал.

Инклюзивная система  в образовании предоставляет педагогам  возможность  свободного выбора  эффективных путей использования    коррекционно – развивающих технологий для работы с детьми с ОВЗ.

Актуальные задачи в работе  коррекционной службы  нашего  ДОУ- это профилактическая деятельность  и своевременная психоречевая коррекция.

*Выявление  детей группы риска, отслеживание тенденции к системному недоразвитию речи, задержке речевого развития, моторной алалии, проявления патологического  звукопроизношения.

*Организация  психолого – медико – педагогического сопровождение детей группы риска;

*Разработка мониторинговых мероприятий в рамках коррекционной деятельности;

*Выработка правильных форм  взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребёнка с нарушениями в развитии;

* Создание специальных  образовательных условия для детей  раннего  и старшего дошкольного  возраста;

* Создание  преемственности в работе учителя – логопеда и воспитателей общеобразовательных групп;

*Своевременное привлечение родителей  в коррекционно – педагогический процесс.  Повышение  компетентности родителей. Информирование родителей о проблемах речевого развития ребёнка и определения   совместных путей  их решения, сохраняя конфиденциальность сведений;

*Разработка  для   каждого ребёнка программу  индивидуального образовательного  маршрута;

*  Систематическое проведение педагогами  коррекционно – развивающих занятий;

*Повышение и развитие  у детей  младшего  и старшего дошкольного возраста с речевыми  нарушениями, посредством формирования и закрепления правильных артикуляционных укладов, формирования воздушной струи, развития речевого дыхания и мимических мышц, обучения элементам самомассажа, с помощью современных здоровьесберегающих технологий уровень  коммуникативной компетенции ребёнка.

По определению коррекционной службы ДОУ  субъектом   её деятельности является  ребенок с 2  до 5 и с 5 до 7  лет с речевой патологией.

- имеющие подтверждённое  по нормативным  шкалам отставание  в развитии,

- входящие в группу биологического риска  имеющие медицинские  диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии,

а её объектом  речь  данного воспитанника.

На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов  коррекции нарушений психоречевого развития у детей  является использование концепции Сенсорной комнаты. С.к. - это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит  мощный развивающий, профилактический и коррекционный  потенциал.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.[1, с.80]

Целью моей    работы является внедрение элементов технологии Сенсорной комнаты в логопедический процесс   с детьми старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного   возраста  для  своевременного развития коммуникативных умений, речи (до возрастной  нормы в пять лет или   до уровня,  не препятствующего полноценному освоению программы детского сада в старшем дошкольном возрасте), создание  благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка.

Таким образом, главная цель нашей  работы  - развитие речи  и создание благоприятных условий для индивидуального  развития каждого ребёнка  с использованием технологии Сенсорной комнаты.

Реализация этой цели требует выполнения  ряда взаимосвязанных видов работы, как с педагогами  учреждения,  родителями детей,  так и непосредственно с детьми.

Для достижения этой цели стараюсь реализовать следующие задачи:

  1. Определение структуры интеллектуального и речевого дефекта.
  2. Нормализация психоэмоционального  состояния.
  3. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  4. Развитие  дыхательных и голосовых функций.
  5. Совершенствование общей и мелкой моторики
  6. Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно - активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.
  7. Совершенствование  лексико - грамматического  строя речи.

Как правило, традиционно организация обучения  дошкольников  с нарушениями  речи  сводится  к проведению подгрупповых и индивидуальных   занятий с логопедом, и отработке полученных  знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто  не вызывает интереса у детей, поскольку  работа по коррекции  речи предполагает  использование традиционного классического оборудования, ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что « так надо». Результаты  будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребёнка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими  речевую патологию, является  проведение  логопедических занятий с использованием оборудования элементов  сенсорной комнаты.

Мы интегрировали элементы  оборудование сенсорной комнаты в  пространство логопедического кабинета. Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксациооный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты,  сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые  бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы - Монтессори - материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши);  центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета): логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки…)

Элементы оборудования  С.к.   в ходе  логопедического занятия обеспечивает быстрое установление  эмоционального  положительного контакта между ребёнком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребёнка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивацию настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Игровые занятия  проводим на самые разнообразные темы, как непосредственно при изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений. Темы игр – занятий разнообразны, например: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Новогодний праздник», «Зимующие  птицы»  и т.д. [3, с.16]

Использование возможностей оборудования сенсорной комнаты в сочетании  с элементами игротерапии  и традиционными  методами  и приёмами обучения повышает эффективность  работы по реабилитации детей. [2, с. 70]

Список литературы

  1. Колос Г. Г.Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2010.- 80с.
  2. Леонова О. А.  Использование оборудования в коррекционной работе // Ребенок в детском саду.-, 2011. -№ 1. С. 70- 72.
  3. Леонова О.А.  Интеграция технологии сенсорной комнаты в логопедическую работу как ключевой компонент успешности реализации образовательного процесса. [Электронный ресурс]- sdo-journal.ru/journalpril/oaleonova-integrac. (дата обращения: 04.02.2019).
  4. «Сенсорные комнаты СНУЗЛИН» Reh+medical: сборник статей  и методических рекомендаций. – М., 2001г.
Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.

Файлы для скачивания

  • ЛЕОНОВА О. А. Сенсорная комната
    0.58 MB