Интеграция технологии сенсорной комнаты в логопедическую работу как ключевой компонент успешности реализации образовательного процесса в ДОУ
Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. Сенсорная комната - это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.
Инклюзивная система в образовании предоставляет педагогам возможность свободного выбора эффективных путей использования коррекционно – развивающих технологий для работы с детьми с ОВЗ.
Актуальные задачи в работе коррекционной службы нашего ДОУ- это профилактическая деятельность и своевременная психоречевая коррекция.
*Выявление детей группы риска, отслеживание тенденции к системному недоразвитию речи, задержке речевого развития, моторной алалии, проявления патологического звукопроизношения.
*Организация психолого – медико – педагогического сопровождение детей группы риска;
*Разработка мониторинговых мероприятий в рамках коррекционной деятельности;
*Выработка правильных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребёнка с нарушениями в развитии;
* Создание специальных образовательных условия для детей раннего и старшего дошкольного возраста;
* Создание преемственности в работе учителя – логопеда и воспитателей общеобразовательных групп;
*Своевременное привлечение родителей в коррекционно – педагогический процесс. Повышение компетентности родителей. Информирование родителей о проблемах речевого развития ребёнка и определения совместных путей их решения, сохраняя конфиденциальность сведений;
*Разработка для каждого ребёнка программу индивидуального образовательного маршрута;
* Систематическое проведение педагогами коррекционно – развивающих занятий;
*Повышение и развитие у детей младшего и старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, посредством формирования и закрепления правильных артикуляционных укладов, формирования воздушной струи, развития речевого дыхания и мимических мышц, обучения элементам самомассажа, с помощью современных здоровьесберегающих технологий уровень коммуникативной компетенции ребёнка.
По определению коррекционной службы ДОУ субъектом её деятельности является ребенок с 2 до 5 и с 5 до 7 лет с речевой патологией.
- имеющие подтверждённое по нормативным шкалам отставание в развитии,
- входящие в группу биологического риска имеющие медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии,
а её объектом речь данного воспитанника.
На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. С.к. - это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.[1, с.80]
Целью моей работы является внедрение элементов технологии Сенсорной комнаты в логопедический процесс с детьми старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста для своевременного развития коммуникативных умений, речи (до возрастной нормы в пять лет или до уровня, не препятствующего полноценному освоению программы детского сада в старшем дошкольном возрасте), создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка.
Таким образом, главная цель нашей работы - развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты.
Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с педагогами учреждения, родителями детей, так и непосредственно с детьми.
Для достижения этой цели стараюсь реализовать следующие задачи:
- Определение структуры интеллектуального и речевого дефекта.
- Нормализация психоэмоционального состояния.
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие дыхательных и голосовых функций.
- Совершенствование общей и мелкой моторики
- Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно - активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.
- Совершенствование лексико - грамматического строя речи.
Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по коррекции речи предполагает использование традиционного классического оборудования, ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что « так надо». Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребёнка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием оборудования элементов сенсорной комнаты.
Мы интегрировали элементы оборудование сенсорной комнаты в пространство логопедического кабинета. Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксациооный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты, сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы - Монтессори - материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши); центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета): логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки…)
Элементы оборудования С.к. в ходе логопедического занятия обеспечивает быстрое установление эмоционального положительного контакта между ребёнком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребёнка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивацию настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Игровые занятия проводим на самые разнообразные темы, как непосредственно при изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений. Темы игр – занятий разнообразны, например: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы» и т.д. [3, с.16]
Использование возможностей оборудования сенсорной комнаты в сочетании с элементами игротерапии и традиционными методами и приёмами обучения повышает эффективность работы по реабилитации детей. [2, с. 70]
Список литературы
- Колос Г. Г.Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2010.- 80с.
- Леонова О. А. Использование оборудования в коррекционной работе // Ребенок в детском саду.-, 2011. -№ 1. С. 70- 72.
- Леонова О.А. Интеграция технологии сенсорной комнаты в логопедическую работу как ключевой компонент успешности реализации образовательного процесса. [Электронный ресурс]- sdo-journal.ru/journalpril/oaleonova-integrac. (дата обращения: 04.02.2019).
- «Сенсорные комнаты СНУЗЛИН» Reh+medical: сборник статей и методических рекомендаций. – М., 2001г.

Сергеева Галина
Автор
Связанные статьи
Использование наглядных средств для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР
Данная статья ориентирована на практикующих учителей-логопедов.
Документы к ПМПК
Психолого-медико-педагогический консилиум можно считать средством ранней профилактики, коррекции и наблюдения за учащимися с ОВЗ.
Слоговая структура слова. Дидактические игры
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!