Узнайте, как классифицировать дисграфию: виды, признаки, подходы
Содержание статьи
Письменная речь — непростая форма речевой деятельности, требующая согласованной работы слухового, зрительного, кинестетического и языкового анализаторов. Дисграфия — нарушение письма, не связанное с интеллектом, проявляющееся в устойчивых ошибках. Ее разновидности и механизмы — тема оживлённая и дискуссионная. Именно понимание классификаций помогает логопеду выбрать адекватную методику диагностики и коррекции. В этой статье я систематизирую основные подходы к классификации дисграфии, покажу сильные и слабые стороны разных схем и предложу ключ к практическому применению.
Классификация дисграфии: подходы и виды
Классификация дисграфии (то есть систематизация её форм) строится на разных критериях: по ведущему нарушению (слух, зрение, моторика, языковые процессы), по уровню нарушения психических функций, по происхождению (органическому, функциональному) и др. Ниже — обзор классических и современных подходов.
Классификация по Токаревой
О. А. Токарева выделяет три вида дисграфии:
- Акустическая — нарушение слухового восприятия фонем. Проявляется заменами букв, обозначающих звучащие рядом фонемы, пропусками и смешениями.
- Оптическая — затруднено зрительное восприятие букв (недостаток зрительных представлений). На письме — смешения графически похожих букв, пространственные искажения.
- Моторная — слабая координация движений руки; нарушается связь моторного образа букв с визуальным образом.
Эта классификация удобна с позиции логопеда, потому что сразу ведёт к возможным зонам коррекции (слуховое, зрительное, моторное).
Классификация по Хватцеву
М. Е. Хватцев предложил классификацию в середине XX века. Хотя она устарела с современной точки зрения, она исторически важна:
- На почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха — ошибки перестановок, замен, пропусков.
- На почве расстройств устной речи — когда ребёнок «пишет как говорит».
- На почве нарушения произносительного ритма — пропуски слогов, окончаний, искажения звуко-слоговой структуры.
- Оптическая — ошибки при искажении зрительного образа букв.
- Дисграфия при сенсорной и моторной алалии — искажение структуры слова, замены, пропуски.
Хватцев одним из первых ввёл понятие аграмматизм в контексте письма. Однако сегодня эта классификация редко используется напрямую.
Классификация Садовниковой (на базе Борель-Мезони)
И. Н. Садовникова, опираясь на идею Борель-Мезони (из педагогики чтения), выделяет:
- дисграфию, связанную с нарушениями устной речи;
- дисграфию, вызванную трудностями пространственной ориентировки;
- смешанную форму;
- эволюционную дисграфию;
- ложную дисграфию (когда ошибка — лишь стадийное затруднение обучения).
Ложная дисграфия часто снимается обучением, а не требует глубокой коррекции.
Классификация Корнева
А. Н. Корнев выступал с клинико-психологическим подходом. Он выделяет:
- Дисфонологические дисграфии
- Параалическая — когда есть сбои произношения + письмо соответствует речи.
- Фонематическая — при нормальной речи, но смешениях на письме.
- Метаязыковая дисграфия — нарушения в анализе/осознании языковых единиц (звук, слог, слово).
- Дисграфия анализа и синтеза — трудности фонематического или слогового анализа/синтеза.
- Диспраксическая дисграфия — трудности в освоении графического образа буквы, моторика письма нарушена.
Эта классификация позволяет глубже понять причину, а не только внешние проявления.
Классификация Лалаевой (кафедра Герцена)
Эта схема считается одной из наиболее практически применимых:
- Артикуляторно-акустическая — ребёнок пишет так же, как говорит (пропуски, замены), часто при ринолалии, дизартрии.
- Оптическая — ошибки при несформированности зрительно-пространственного восприятия: зеркальное письмо, смешания похожих букв.
- Акустическая — при фонематических затруднениях, буквы заменяются на фонетически близкие (в устной речи таких проблем может не быть).
- На почве нарушения языкового анализа и синтеза — пропуски, перестановки, добавления букв, особенно в стечениях согласных.
- Аграмматическая — ошибки в морфологии и синтаксисе: неправильные окончания, пропуски слов и грамматических связей.
Классификация Лалаевой распространена, потому что виды легко соотносятся с методами коррекции, знакомыми логопедам.
Современные нейропсихологические и клинико-психологические подходы
Сейчас в научной литературе часто встречается взгляд, что дисграфия — это не просто вид ошибки, а симптом нарушения работы высших психических функций: внимания, оперативной памяти, моторного планирования, регуляции и контроля, а также взаимодействия между анализаторами (слух, зрение, моторика).
В этом контексте выделяют, например:
- регуляторная дисграфия (нарушения контроля, саморегуляции письма),
- кинестетико-акустико-графическая дисграфия,
- зрительно-пространственная дисграфия (аналоги оптической) и др.
Также в современных публикациях подчёркивается, что часто наблюдается смешанная (комбинированная) дисграфия, когда у одного ребенка сочетаются нарушения в разных каналах (например, и акустическом, и оптическом) — что затрудняет простую классификацию.
Практические советы по применению классификаций
- На этапе диагностики полезно сначала классифицировать не «на вид», а через тесты: фонематический слух, зрительный анализ и синтез, кинестетика письма, языковой анализ/синтез.
- Если у ребёнка проявляются ошибки сразу из разных групп (замены + пространственные искажения + грамматические сбои) — велика вероятность смешанной формы.
- Классификация Лалаевой часто удобна в коррекционной работе, так как виды «сразу ведут» к коррекционным блокам:
- артикуляторно-акустическая → фонематическая работа + коррекция произношения
- оптическая → зрительные упражнения, пространственные задания
- нарушения анализа/синтеза → задания на деление слов на звуки, перестановки
- аграмматическая → морфология, синтаксис в письменной речи
- Следует помнить, что классификации — это модель. В реальной практике дети часто «не укладываются» строго в один вид.
Заключение
Классификация дисграфии — мощный инструмент для логопеда. Она помогает систематизировать проявления, понять механизмы и выстроить коррекционный план. Однако ни одна классификация не заменит комплексной диагностики: фонематический слух, зрительный анализ, моторика, языковой уровень. Современный подход предполагает междисциплинарную оценку нарушений письменной речи как проявления нарушения высших психических функций.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Используйте картотеку для постановки и автоматизации звуков
Картотека по постановке и автоматизации звуков помогает логопедам и родителям разнообразить занятия, поддерживать интерес ребенка и ускорять развитие правильной речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.