Логотип

Компьютерные логопедические игры

Логопедические компьютерные игры для детей все чаще используются в коррекции отклонений в развитии ребенка. Это эффективное дополнительное средство компенсации в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Безусловно, занятие не может состоят только лишь из компьютерных онлайн-игр – достаточно одной, которая будет соответствовать тематике определенного урока.

Игровая форма не нарушает общей концепции занятий. Напротив, они повышают интерес к занятиям у ребенка, поэтому их эффективность оказывается намного выше. Логопед, который использует в своей практике компьютерные технологии, должен решить две задачи:

  1. Сформировать у ребенка навыки использования компьютером.
  2. Использование компьютерных игр для коррекции речевых нарушений.

В последнее время число детей, имеющих различные проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, речью, интеллектом и другими нарушениями развития, увеличивается. Именно поэтому применение дополнительных методик в коррекции оказывается все более актуальным. И применение компьютерных технологий является одним из тех методов, которые применяются в логопедической работе все чаще.

Какие цели и задачи решают компьютерные логопедические игры?

Логопедические компьютерные игры для дошкольников решают следующие задачи:

  • первое знакомство ребенка с компьютером и информационными технологиями;
  • совершенствование ВПФ: внимания, памяти, мышления и т.д.;
  • закрепление навыков ориентации в пространстве;
  • развитие сенсорных эталонов и ЭМП;
  • развитие ручного праксиса;
  • развитие просодики:  дыхания, слитности, ритма, высоты и тембра;
  • развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;
  • развитие фонетической стороны речи;
  • развитие словаря по разным лексическим темам и развитие связной речи;
  • знакомство с изображением, названием букв;
  • обучение чтению;

Все эти цели и задачи могут достигаться через одну игру, либо можно чередовать их, достигая необходимого результата.

Какие игры бывают

Компьютерные логопедические игры бывают двух видов – ролевые и не ролевые. В первую категорию относятся игры от первого и третьего лица. К не ролевым играм относятся аркадные, головоломки, на быстроту реакции и т.д.

Есть определенные виды игр, которые хорошо известны среди специалистов, поэтому они чаще всего применяются на практике.

1.Программа-тренажер Dizartria.NET используется исключительно для коррекции дизартрических расстройств. Есть 2 версии – бесплатная и платная. Первая включает в себя два режима – речевой протез и релаксация голосовых связок. Платная версия дополнительно включает третий режим – развитие дикции и просодики. Помогает развить речедвигательные центры коры головного мозга, скорректировать просодику, сформировать сильный выдох и т.д.

2.Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов:

  • «Просодика» (Модули:  дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);
  • «Звукопроизношение»;
  • «Фонематика» (Модули: звуки, слова, анализ, синтез);
  • «Лексика» (Модули: слова, словосочетания, валентность).

3. Компьютерная логопедическая программа «Учимся говорить правильно» направлена на развитие:

  • фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков;
  • навыков звукового анализа;
  • лексико-грамматического строя речи;
  • связной речи.

4. Программа «Видимая речь»   предназначена для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Она состоит из 14 модулей, включающих в себя по нескольку игр:  «Наличие звука», «Громкость»,  «Громкость и голос», «Звонкость», «Включение голоса», «Высота», «Высотные упражнения», «Автоматизация фонемы», «Цепочки фонем», «Дифференциация двух фонем», «Дифференциация четырех фонем», «Спектр высоты и голоса во фразе», «Спектр звука».

5. Программа «Домашний логопед»   предназначена для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения фонетико-фонематической системы и направлена на:

6. Существуют определенные компьютерные логопедические игры для школьников младших классов. К таким тренажерам относится Дэльфа-142. Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Состав упражнений: меню «Звук» (19 упражнений), меню «Буква» (9 упражнений), меню «Слог» (4 упражнения), меню «Слово» (19 упражнений), меню «Предложение» (8 упражнений), меню «Текст» (3 упражнения).

Изображение по разделу: Какие игры бывают

Рекомендации по применению

Использовать только лишь информационные технологии на логопедических занятиях нельзя, потому что это дополнительная нагрузка на зрение и опорно-двигательную систему. Важно соблюдать правильную осанку ребенка, а помещение, где проводится занятие, должно быть хорошо освещено.

Логопедические компьютерные игры позволяет улучшить процесс коррекции, сделать его намного более продуктивным благодаря тому, что у ребенка повышается интерес к занятиям. При этом важно сочетать использование современных технологий и классические дидактические игры.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее