Логотип

Коррекция и профилактика оптической дисграфии

Начинать практическое решение проблемы дисграфии нужно не в школе, а задолго до начала обучения ребенка.

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут явиться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма. Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок, по мнению Цветковой Л. C., наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга.

Профилактика оптической дисграфии должна заключаться прежде всего в устранении у ребенка тех более элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся серьезным препятствием к усвоению букв.

Содержание логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи включает в себя следующие направления:

1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. Можно использовать следующие виды заданий: - узнать контурные изображения предметов; - узнать пунктирные изображения предметов; - узнать наложенные контурные изображения предметов; - узнать наложенные пунктирные изображения предметов; - узнать зашумленные контурные изображения предметов; - узнать зашумленные пунктирные изображения предметов; - назвать недорисованные изображения предметов; - узнавание предметов в различном пространственном расположении; - найти ошибку в изображении предмета; - распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры; - геометрическое и цветовое лото; - подбор предметов, по форме напоминающих определенную геометрическую фигуру; - найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету); - сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины; - найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т. д., обвести или заштриховать их; - найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение; - составление разрезанных на части картинок; конструирование фигур из палочек (сначала по образцу, затем по памяти); - узнать пунктирные изображения букв; - узнать наложенные контурные изображения букв; - узнать наложенные пунктирные изображения букв; - узнать зашумленные контурные изображения букв; узнать зашумленные пунктирные изображение букв; узнавание букв по их элементам; - найти букву среди других оптически сходных букв; - дописать недостающий элемент буквы; - узнать буквы, находящиеся в различном пространственном расположении; - определить правильно и неправильно написанные буквы; - узнать буквы по их зеркальному изображению; показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных; - конструирование букв из элементов; - реконструирование букв: а) добавляя элементы; б) убавляя количество элементов; в) изменяя пространственное расположение элементов; определить, чем похожи и чем отличаются сходные буквы:

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. Можно предложить такие задания: - проследить взглядом правую, кривую, ломанную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими; - найти определенное число различий в изображении предметов; - медленно перелистывать правой рукой в течении 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их, а левой чертить геометрические фигуры; - игра «Счет с помехой»: называть цифры от 1 до 5 (или до 10 в зависимости от возможностей ребенка, одновременно записывать их на листе бумаги в обратном порядке (произносит 1, пишет 5 и т. д.). - «корректурные задания»: ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте с крупным шрифтом или выделять заданные цифры, геометрические фигуры из ряда цифр, фигур.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти. Основной вид деятельности - работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводит на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т. д. кроме того, можно предложить следующие упражнения: - на столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т. д., ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также; - ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (ряд геометрических фигур, написанный на карточке, и повторить его в той же последовательности; постепенно количество элементов ряда увеличивается, начиная с 3-4 и к концу обучения, достигает 7-9 (что соответствует объему кратковременной памяти); - ребенку в течении 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр, просят внимательно рассмотреть и запомнить их, далее предъявляют другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, и просят показать все изображения с первого рисунка. - ребенку на определенное время предъявляется сюжетная картина и предлагается внимательно рассмотреть ее, составить рассказ-описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание; - запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10; - запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек. ; - разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись; - что изменилось или чего не стало (на материале картинок, фигур, букв.

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно- пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе: 1. Формирование ориентировок ребенка в собственном теле.

2. Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами.

3. Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситуации.

4. Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.

5. Формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр. Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных ориентировок и представлений: - назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева на права, сверху вниз, снизу вверх; - выкладывание определенной последовательности; - определение последовательности предметов (что справа, слева) или цифрового ряда (1 2 _ 4 5 6 _ 8 9); - расположить предметы в пространстве по предложенной схеме; - начертить графическое изображение направления с помощью стрелок; - найти предмет (цифру, букву) по описанию его расположения в пространстве; - найти одинаковые фигуры или сочетания фигур в ряду предложенных (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом); - сложить по образцу геометрические фигуры из деталей, постепенно увеличивая их количество; - самостоятельно описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к другим; - игра «Муха». Передвигать кружок по клеткам в соответствии с инструкцией; - показать правую, левую сторону предмета или фигуры;

Все вышеуказанные направления работы, задания и упражнения по профилактике оптической дисграфии применяются в средней, старшей и подготовительной группах. Они варьируются в зависимости от возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей детей.

Автор: Татьяна Доброхотова

Изображение к статье: Коррекция и профилактика оптической дисграфии
Изображение к статье: Коррекция и профилактика оптической дисграфии
Изображение к статье: Коррекция и профилактика оптической дисграфии
Изображение к статье: Коррекция и профилактика оптической дисграфии
Изображение к статье: Коррекция и профилактика оптической дисграфии
Изображение к статье: Коррекция и профилактика оптической дисграфии
Изображение к статье: Коррекция и профилактика оптической дисграфии
Изображение к статье: Коррекция и профилактика оптической дисграфии
Изображение к статье: Коррекция и профилактика оптической дисграфии
Изображение к статье: Коррекция и профилактика оптической дисграфии
Изображение к статье: Коррекция и профилактика оптической дисграфии
Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее