Логотип

Литература для начинающих логопедов и опытных

В своей работе логопед обязательно должен использовать различные профессиональные материалы, которые содержат актуальную информацию. Ниже представлен список логопедической литературы, который можно разделить на диагностический, программный и методический материал.

Диагностический материал

Здесь представлены несколько интересных пособий:

  • «Альбом для логопеда» (автор – О.Б. Иншакова). В нем представлен наглядный материал для обследования устной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Позволяет диагностировать нарушения слоговой структуры, звукопроизношения, словаря, фонематического анализа, синтеза и т.д.
  • «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (редакция Е.А. Стребеловой). Пособие содержит методики, которые направлены на определение уровня речевого и познавательного развития, а также обследование слуховой функции детей разных возрастов.
  • Приложение к пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (редакция Е.А. Стребеловой). В нем представлен наглядный материал для комплексного психолого-педагогического обследования дошкольников и детей раннего школьного возраста.
Изображение к статье: Литература для начинающих логопедов и опытных

Программный материал

Литература для начинающего и профессионального логопеда обязательно должна содержать программный материал. Для примера приведем несколько работ:

  • «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Цель данной программы – комплексное развитие физических и психических качеств детей дошкольного возраста (с самого их рождения) с учетом индивидуальности каждого ребенка и их возраста.
  • «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием». (авторы – Т.В. Туманова, Т.Б. Чиркина). Это пособие используется в работе воспитателями и логопедами. В нем содержится характеристика специфики речевого развития детей 5-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, основные способы их обследования. Также здесь освещаются вопросы содержания и организации коррекционной работы по преодолению ФФН у детей.
  • «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (авторы – Т.В Туманова, Т.Б. Чиркина). Это полезная литература для логопеда, работающего в ДОУкомпенсирующего типа. Дети с ФФН – это наиболее распространенная категория детей с отклонениями речевого развития.

Методический материал

Методическая литература логопеда – это помощь практикующим педагогам в сложном процессе коррекционной работы. Список литературы достаточно обширен, поэтому приведем для примера несколько интересных материалов:

  • «Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I-III периодов обучения в подготовительной к школе группе» (автор – О.С. Гомзяк). В данном пособии приведены конспекты занятий и план. При этом каждое занятие комплексное, содержит упражнения разной степени сложности для развития, общей, мелкой и артикуляционной моторики, голоса, речевого дыхания, а также обучения грамоте и связной речи (всего три книги).
  • «Артикуляция звуков в графическом изображении». Здесь представлено 45 схем, в которых наглядно демонстрируется положение артикуляционных органов во время произношения согласных и гласных звуков.
  • «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие» (автор – Е.А. Борисова). Здесь описывается вся специфика проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста, у которых есть общее недоразвитие речи. В пособии много внимания уделяется постановке точных целей и тем занятий, применению качественного наглядного материала, а также плавному увеличению сложности используемых материалов.
  • «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей» (автор – Ю.Б. Жихарева-Норкина). Содержит занятия в игровой форме для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Занятия способствуют развитию обогащению словарного запаса, правильного звукопроизношения.
  • «Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника» (автор – Л.А. Комарова). Здесь представлена система упражнений, направленных на автоматизацию звуков у детей в возрасте от 4 до 7 лет. С помощью этого пособия можно сделать из монотонной работы по закреплению произношения звука увлекательное занятие, которое сможет увлечь ребенка. Помимо автоматизации, у ребенка будет развиваться мелкая моторика, улучшаться навыки чтения и воображение.

Помимо методических материалов для работы с детьми дошкольного возраста, есть специальная литература для логопеда в школе:

  • «Упражнения для коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников, 1-4 классы» (автор – В.А. Крутецкая). Данное учебное пособие адресовано педагогам и родителям. Содержит занятия, с помощью которых можно предупреждать и корректировать дислексические и дисграфические нарушения у учащихся младших классов.
  • «Развитие связной речи учащихся с особыми образовательными потребностями. Сборник текстов. 2-3 классы» (автор – Н.А. Мурындина). В данном пособии представлен набор карточек с текстами. Материал используется для развития связной речи у учеников 2-3 классов, испытывающих проблемы с построением связной монологической речью.

Конечно, это не все используемые материалы в логопедической практике. Выбор пособий зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка и других факторов.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.