Логотип

Мотивация деятельности детей: методы и приемы повышения мотивации детей

Современная концепция обучения и воспитания все больше обращается именно к личности ребенка, к тем процессам, которые формируются у него под влиянием общения и деятельности.

Человек развивается и его поведение меняется на каждом этапе формирования его как личности. Дошкольный период – это то время, когда происходит наиболее интенсивное формирование мотивационной сферы, привычек и поведения ребенка. Дети в младшем возрасте действуют под влиянием ситуативных чувств и желаний, возникших в данный момент. Они могут вызываться разными обстоятельствами, при этом ребенок часто не отдает себе отчет в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. В возрасте 5-7 лет осознанности становится больше, поэтому дети уже могут объяснять свои действия.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности. Мотивация придает деятельности направленность, которая ориентирована на достижение результата. Основная цель мотивации детей дошкольного возраста – сформировать у них интерес к занятию, делу или какой-нибудь деятельности, создать условия вовлеченности в процесс.

Изображение к статье: Мотивация деятельности детей: методы и приемы повышения мотивации детей

Виды мотиваций

Выделяют 2 вида мотивации – внутренняя и внешняя.

Внутренняя мотивация – это искреннее желание ребенка заниматься чем-либо. Здесь говорится только о наличии личного интереса к деятельности, никто не принуждает ребенка, не заставляет его делать что-то, т.е. отсутствуют жесткие обязательства и требования.

Данный вид мотивации можно назвать идеальным. Проблема в том, что, как и любого другого идеала, достичь его достаточно трудно, особенно у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. С более взрослыми детьми в этом отношении легче, потому что многие из них уже понимают важность обучения, а некоторые из них уже знают, чем хотят заниматься в жизни.

Внешняя мотивация связана с любыми другими причинами что-либо делать, кроме внутреннего «интересно и приятно». Даже если деятельность ребенка мотивирована конечным результатом, который он получит по ее завершении (а не удовольствием и личным желанием заниматься этим), то это опять-таки будет считаться внешней мотивацией. Даже в том случае, если никакие внешние вознаграждения его к этому не подталкивают.

Но и внешняя мотивация может быть разной. Одно дело, если ребенка родители заставляют выполнять домашнее задание, и совсем другое – когда он делает это сам, потому что он знает, что именно этот предмет пригодиться ему в дальнейшей жизни.

Изображение по разделу: Виды мотиваций

Положительная и отрицательная мотивация

Похвала со стороны родителей и педагогов, различные подарки, сладости и другие позитивные способы мотивации формируют у детей положительную ассоциацию. Когда ребенка хвалят тогда, когда он действительно это заслужил, то это поднимает его уверенность в себе, он становится более мотивированным на дальнейшую деятельность. Относительно материальной мотивации нужно быть осторожными, иначе можно добиться обратного эффекта.

Похвала всегда поддерживает мотивацию. Даже если у ребенка нет пока особых достижений в каком-либо занятии, но если находить те незначительные моменты, за которые его можно похвалить, то это воодушевит его, и он будет заниматься намного более охотно. Здесь также важна грань, ведь чрезмерная похвала может сформировать в ребенке неправильное представление о себе, т.е. его самооценка будет не совсем адекватной.

Изображение по разделу: Виды мотиваций

Основные приемы мотивации

Способы формирования мотивации детей дошкольного возраста идентичны традиционным методам воспитания – это игровые, словесные, наглядные и практические методы.

1. Игровые методы.

Они включают в себя:

  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Игры-забавы.
  • Инсценировки.

Эти методы актуальны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. На первом плане здесь – эмоциональная составляющая.

Используемые приемы:

  • Создание различных игровых ситуаций.
  • Внесение игрушек. Внезапное появление, исчезновение игрушки.
  • Обыгрывание предметов, игрушек.
  • Эмоциональность, сюрпризные моменты.
  • Изменение местонахождения предметов.
  • Демонстрация предметов в различных действиях.
  • Создание интриги.

2. Словесные методы

Включают в себя:

  • Чтение и рассказывание сказок, потешек, стихов.
  • Разговор, беседа.
  • Рассматривание картинок.
  • Инсценировки.

Приемы:

  • Показ с называнием предметов, игрушек.
  • Просьба сказать слово.
  • Перекличка до 1,5 лет.
  • Подсказывание нужного слова.
  • Объяснение назначение какого-либо предмета.
  • Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым.
  • Вопросы.
  • Договаривание слова в конце фразы.
  • Повторение слов за педагогом.
  • Пояснение.
  • Напоминание.

3. Практические методы

Включают в себя:

4. Наглядные методы

Подразумевают:

  • Показ игрушек, предметов.
  • Наблюдение за деятельностью взрослых, явлениями окружающей среды.
  • Рассматривание живых объектов.
  • Показ образца.
  • Фланелеграф, кукольный театр.
  • Показ видеороликов, фильмов.
Изображение по разделу: Основные приемы мотивации

Основные мотивы дошкольников

Деятельность детей дошкольного возраста основана на нескольких мотивах, которые характерны для дошкольного периода развития. Их несколько:

  • Интерес детей к миру взрослых. Дети стремятся делать все так же, как и взрослые. Желание быть похожим на взрослого (родителя, педагога) руководит им в ролевой игре.
  • Игровые мотивы. Они появляются в ходе овладения игровой деятельностью, переплетаясь со стремлением действовать так, как взрослый.
  • Мотивы самоутверждения и самолюбия. Они возникают на границе раннего и дошкольного возраста. Происходит отделение себя как личности от других людей, формируется отношение к взрослому как к образцу поведения.
  • Мотивы установления и сохранения положительных отношений с детьми и взрослыми. Для детей важно хорошее отношение со стороны окружающих, поэтому они стремятся заслужить ласку, похвалу и одобрение.
  • Познавательные и соревновательные мотивы.
  • Нравственные и общественные мотивы.

Заключение

Чтобы ребенку было действительно интересно какое-то занятие, важно не делать ошибок в попытках его мотивировать. Некоторые родители неадекватно оценивают силы детей, требуют от них большего, чем они могут сделать. В итоге из-за постоянных требований и критики, у ребенка снижается самооценка, что приводит к психологическим проблемам.

Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими. Безусловно, нужно исключить любые варианты насилия, скандалы по поводу неудач и прочие негативные составляющие.

Мечта любого родителя – иметь воспитанного, послушного и целеустремленного ребенка. Добиваться этого нужно путем поэтапного процесса выстраивания правильных мотивационных ступеней. Очень важен индивидуальный подход, потому что все дети разные и нет каких-то универсальных рекомендаций.

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее