Логотип

Постановка сонорных звуков: этапы, способы и упражнения

Среди 42 фонем русского языка, 36 – это согласные звуки. В их образовании в большей степени участвуют язык, зубы, губы и нёбо. Гласные звуки состоят только из голоса, т.к. в их образовании участвуют легкие и голосовые связки. Согласные же состоят из шума, но среди них есть такие, в которых присутствует значительная часть голоса. Их называют звонкими согласными (сонорными).

Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, которые почти не образовывают шума при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р] – [Р’], [Й]. Сонорные звуки не имеют пар по глухости в отличие от большинства звонких согласных.

Изображение к статье: Постановка сонорных звуков: этапы, способы и упражнения

К сожалению, количество детей, у которых к 5-6 годам есть проблемы с произношением Р и других сонорных звуков, увеличивается. В связи с этим у родителей появляются серьезные опасения, ведь этот возраст пограничный, т.е. впереди обучение в школе, а ошибки в звукопроизношении неизбежно переносятся на ошибки в чтении и письме. Также могут встречаться насмешки со стороны ровесников, которые приведут к тому, что ребенок станет замкнутым и у него серьезно снизится самооценка.

Нарушения произношения звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]

Нарушения при произношении звуков Л и Л’ называют ламбдацизмами. Звук может вовсе отсутствовать в речи, произноситься межзубно или с какими-то другими искажениями (Л произносится как [нг], произносится мягко, как [Л’] и т.д.).

Другой формой этого нарушения являются параламбдацизмы, для которых характерна замена на другие звуки. [Л] может заменяться на [Р], [У], [Ы], [В] и т.д.

Нарушения при произношении звуков Р и Р’ называют ротацизмами:

  • Звук отсутствует.
  • Горловое произношение (велярное или увулярное).
  • Боковое (слышится [рл’]).
  • Носовое (слышится [нг]).
  • Одноударное.
  • Р произносится мягко, как Р’.

Другой тип нарушения параротацизмы, т.е. замена звуков на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т.д.

Если эти нарушения присутствуют у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при условии нормального развития других компонентов речи). Если же проблемы встречаются после 5 лет, то это является весомым поводом для обращения к логопеду-дефектологу.

Изображение по разделу: Нарушения произношения звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]

Правильная артикуляция звуков Р и Л

Артикуляция звука Р:

  • Губы разомкнуты и обнажают зубы.
  • Кончик языка в форме ложечки поднят и вибрирует у альвеол (при твердом Р) или у верхних зубов (при мягком Р).
  • Корневая часть языка опущена (при твердом Р) или поднята (при мягком Р).
  • Нёбная занавеска поднята – она преграждает выход воздушной струи через нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
  • Напряжение выдыхаемой струи воздуха достаточно сильное.

Артикуляция звука Л:

  • Положение губ зависит от  последующих гласных звуков.
  • Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны.
  • Между краями языка и коренными зубами есть щель, через которую будет проходить воздушная струя.
  • Корневая часть при произношении Л приподнята (язык в форме седла), при произношении Л’ – опущена,  приподнята  передняя средняя часть спинки языка.
  • Нёбная занавеска поднята и преграждает выход струи воздуха через нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Артикуляция сонорных звуков

Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы.

На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т.д.

Изображение по разделу: Артикуляция сонорных звуков

Вот несколько примеров таких упражнений:

  • «Улыбка – трубочка». Нужно поставить верхние резцы на нижние, растянуть губы в улыбке, обнажив все зубы. Такое положение нужно удерживать в течение 3-5 секунд. Затем вытянуть губы трубочкой, удерживая в таком положение те же 3-5 секунд. Повторять переключение между позициями нужно 5-7 раз. Важно следить за тем, чтобы в процессе переключения зубы не сдвигались и не размыкались.
  • «Футбол». Необходимо вытянуть губы трубочкой и продолжительно дуть на шарик из ваты, который лежит на столе перед ребенком. Цель – загнать «мяч» в импровизированные ворота (можно сделать из больших кубиков). Загонять шарик нужно на одном выдохе, при этом нужно следить, чтобы щеки не раздувались.
  • «Грибок». Раздвинуть губы в улыбке, обнажив зубы, затем приоткрыть рот и, прижав широкий язык к нёбу, широко открыть рот. Такое упражнение лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется импровизированный «гриб» (язык – это тонкая шляпка гриба, растянутая подъязычная связка – его ножка).
  • «Качели». Необходимо улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот, затем положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны). Такое положение нужно удерживать под счет от 1 до 5. Затем поднимаем широкий язык на верхние резцы (с внутренней стороны) и удерживаем под счет от 1 до 5. Положение нужно менять 4-5 раз.
  • «Чистим зубы». Открываем рот и кончиком языка «чистим» верхние резцы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом губы должны быть растянуты в улыбке, нижние и верхние зубы обнажены. Нижняя челюсть не должна двигаться – только язык.
  • «Гармошка». Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Нужно приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Нужно следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
Изображение по разделу: Артикуляция сонорных звуков

Способы постановки сонорных звуков

Постановка сонорных звуков мало чем отличается от постановки других звуков. Она также предполагает использование нескольких методов: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционного уклада и смешанный (от опорного звука с механической помощью и т.д.). Для примера приведем способы постановки звуков Л и Р.

Постановка звука Л по подражанию

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.

Постановка звука Л от артикуляционного уклада

Логопед подробно объясняет, какое положение занимают артикуляционные органы при произношении звука Л. Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад, использовать правильную струю воздуха, определить наличие или отсутствие голоса. В итоге должен получиться правильный изолированный звук.

Постановка звука Л от опорного звука

Есть несколько способов:

  • «Пароход гудит». Ребенок должен зажать передними зубами кончик языка и произнести «ы-ы-ы».
  • «Песенка иголочки». Ребенок произносит «а-а-а» и одновременно «постукивает» кончиком языка по альвеолам.
  • Ребенок произносит «а-а-а», одновременно открывая и закрывая рот, прикусывая при этом кончик языка.
  • Ребенок произносит «а-а-а», одновременно касаясь кончиком языка к верхней губе (используется при смягчении звука).

Постановка звука Р по подражанию

Ребенку предлагает образец произношения Р в сочетании с игровыми образами (рычит тигр, ревет мотор и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.

Изображение по разделу: Способы постановки сонорных звуков

Постановка звука Р от артикуляционного уклада

Логопед объясняет, какое положение занимают артикуляционные органы во время произношения звука Р. Ребенок должен в точности повторить все эти действия, в результате чего должен появиться нормальный изолированный звук.

Ребенку предлагается при открытом ротовой полости присасывать язык к нёбу, затем, не отпуская зыка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка.

Постановка звука Р от опорного звука

Выработка проторного звука Р:

  • Ребенок должен длительно произносить звук Ж с приоткрытым ртом. При этом губы находятся в положении улыбки, широкий язык за верхними зубами.

Выработка одноударного звука Р:

  • Звук Ж произносится длительно, на одном выдохе и при этом отодвигается кончик языка глубже в полость рта.

Еще один способ: ребенок должен с сильным выдохом на кончике языка произнести Т, затем Д. В результате будет слышно трр, дрр.

Занятия по постановке сонорных звуков должны проводиться по определенной системе. Важно постепенно увеличивать сложность, не переходя к следующему этапу, пока предыдущий полностью не отработан. Важно отметить, что занятия нужно проводить и в домашней обстановке, чтобы добиться скорейшего результата. Необходимо постоянно консультироваться со специалистом, чтобы отслеживать динамику.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.