Приемы постановки звуков
Содержание статьи
В работе логопеда существует несколько подходов к формированию правильного звукопроизношения у ребёнка. Каждый из них подбирается индивидуально, с учётом особенностей речевого развития.
Постановка по подражанию
Наиболее естественный и привычный для ребёнка способ — формирование звука через подражание взрослому. Здесь ребёнок опирается на слуховой образ и зрительно наблюдает артикуляцию специалиста, стараясь повторить её как можно точнее. Этот способ эффективен в случаях, когда нужный звук полностью отсутствует в речи и у ребёнка хорошо развиты навыки подражания. Однако при нарушениях интеллекта, особенно у детей с задержками развития, постановка звука по подражанию практически невозможна.
Механический способ
Данный подход основан на использовании специальных вспомогательных средств — шпателя, зонда или зондового массажёра. При механическом способе органы артикуляции ребёнка управляются непосредственно логопедом, а сам ребёнок практически не ищет правильную позу для звука, а лишь пассивно повторяет движения. После определённого числа тренировок ребёнок учится принимать требуемое положение языка самостоятельно — иногда помогая себе шпателем или пальцем.
Постановка звука от других звуков
Этот способ опирается на уже правильно произносимые ребёнком звуки. Например, для постановки звука «с» логопед может предложить ребёнку произнести звук «и», затем закусить боковые края языка коренными зубами и подуть на спинку языка так, чтобы появился характерный шипящий звук. Такой метод часто используется, когда артикуляционный аппарат уже освоил отдельные элементы, но не может соединить их в новый звук.
Постановка от артикуляционного уклада
Здесь логопед просит ребёнка принять определённую форму рта и языка, соответствующую так называемому «артикуляционному укладу». Например, для звука «ш» ребёнку предлагают сформировать язык в форме «чашечки» — сначала вне рта, а затем, удерживая эту форму, поместить язык внутрь и направить воздушную струю по его поверхности.
Смешанный способ
В некоторых случаях наиболее эффективно сочетание различных методов — комбинируются элементы подражания, механической поддержки, опоры на артикуляционный уклад и постановки от других звуков. Такой смешанный подход особенно полезен, если предыдущие способы отдельно не дали результата.
Грамотный выбор способа постановки зависит от возраста ребёнка, степени развития артикуляционного аппарата и индивидуальных особенностей. Именно индивидуальный, комплексный подход помогает достичь наилучших результатов в коррекции звукопроизношения.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееДругие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!