Используйте сенсорные игры для развития ребенка
Содержание статьи
Сенсорное развитие — это основа познавательной активности ребенка. Через органы чувств малыш получает информацию о мире, учится различать цвета, формы, звуки, запахи и тактильные ощущения. Именно поэтому сенсорные игры так важны в работе логопеда и дефектолога: они не только развивают восприятие, но и помогают активизировать речь, внимание и мелкую моторику.
Зачем нужны сенсорные игры
Сенсорные игры способствуют:
- развитию мелкой моторики и тактильных ощущений;
- активации речевой зоны мозга, связанной с движениями пальцев;
- формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, размер);
- развитию слухового и зрительного восприятия;
- укреплению эмоциональной связи между ребенком и взрослым.
Важно сопровождать каждое действие комментариями, проговаривать все, что происходит: это формирует у ребенка причинно-следственные связи и активизирует речь.
Игры с цветом
Ребенку можно предложить раскрашивать воду, рисовать пальцами, мелками, кисточками, смешивать цвета, сортировать разноцветные предметы. Подойдет всё: крышечки, кубики, пуговицы.
Можно играть в «цветные задания» — например, попросить найти и собрать предметы только одного цвета.
Игры с водой и льдом
Наливать воду из кувшина, переливать в разные емкости, играть с губками, ситечками, шприцами, губками и лейками.
Можно ловить шарики ложкой, мыть игрушки, устраивать купание кукол. Такие игры развивают координацию и представления о свойствах воды.
Игры с пеной и пузырями
Пузыри, мыльная пена, переливания в баночки — отличный способ стимулировать дыхание и развивать речевое дыхание. Это полезно при заикании и нарушениях звукопроизношения.
Игры с крупами
Манка, гречка, фасоль, рис, горох — универсальный материал для сенсорных коробок.
Ребенок может искать спрятанные предметы, пересыпать крупу ложками, совочками, рисовать пальцем на подносе с мукой.
Такие игры тренируют внимание, координацию и мелкую моторику.
Игры с пластилином, тестом и глиной
Отщипывать, катать шарики, раскладывать по цвету, создавать «огород» или «мороженое» — все это помогает развивать пальчиковую координацию и сенсорное восприятие формы и текстуры.
Игры со звуками
Слушайте звуки воды, машин, животных. Используйте музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, дудочку.
Можно сделать игру «угадай звук» — потрясите коробочки с разными крупами и предложите ребенку найти одинаковые по звучанию.
Игры с движением
Бег, прыжки, покачивания, катание, прятки, игры с веревочкой («змейка»), растягивание влажных салфеток, перетягивание мягких предметов.
Физическая активность помогает укреплять мышцы и координировать работу тела и речи.
Игры для тактильных ощущений
Подойдут доски с замочками, прищепки, кнопки, липучки, орешки, пуговицы.
Мешочки с сюрпризами, предметами разной формы или температуры помогут развить осязание и внимание.
Сенсорные игры как инструмент взаимодействия
Если ребенок испытывает трудности с речью, восприятием или долгое время не реагировал на стимулы, сенсорные игры становятся первой ступенью к установлению контакта. Через воду, пластилин, покачивания и массажформируется доверие и телесное осознание, а значит — готовность к дальнейшему развитию речи.
Советы логопеда
- Играйте регулярно, но без давления.
- Меняйте игры в зависимости от интересов ребенка.
- Всегда комментируйте действия: это помогает развивать речь через игру.
- Не забывайте про похвалу и поддержку.

Сергеева Галина
Автор
Файлы для скачивания
- Дидактическая игра как средство сенсорного восприятия0.56 MB
- Использование дидактических игр для формирования представлений0.30 MB
- Использование игр и игровых упражнений0.14 MB
- Картотека игр по сенсорному развитию0.03 MB
- Дидактические игры и упражнения0.24 MB
- Игры по сенсорному развитию детей16.86 MB
- Виды сенсорных игр для аутичных детей0.04 MB
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Сензитивные периоды развития ребенка
Статья о сензитивных периодах развития ребенка.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.