Как помочь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Содержание статьи
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) — одна из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители и специалисты. Ребенок становится чрезмерно активным, ему трудно концентрироваться, он быстро устает и легко отвлекается.
Чтобы помочь гиперактивному ребенку, важно создать для него условия, при которых энергия будет направлена в полезное русло, а процесс развития станет более гармоничным.
Создайте правильные условия жизни
- Поддерживайте спокойную психологическую обстановку в семье.
- Установите четкий режим дня с обязательными прогулками.
- Станьте для ребенка примером организованности: меньше спешки, больше стабильности.
Не наказывайте за «живость»
Гиперактивный ребенок не виноват в своем темпераменте. Ругать и наказывать его бесполезно — это приводит только к снижению самооценки. Важно сохранять терпение и помогать малышу справляться со своими эмоциями.
Научите управлять эмоциями
Полезны «агрессивные» игры, позволяющие выплескивать энергию безопасно:
- бейте палкой по земле,
- бросайте камни в безлюдном месте,
- пинайте мяч или мягкие предметы.
Это учит ребенка контролировать негативные эмоции, не причиняя вреда другим.
Найдите баланс в воспитании
- Избегайте крайностей: чрезмерной мягкости или чрезмерной строгости.
- Объясняйте правила поведения в понятной форме.
- Делайте количество запретов разумным и адекватным возрасту.
Хвалите и поддерживайте
Отмечайте каждый случай, когда ребенок довел дело до конца. Так формируется уверенность в собственных силах и умение планировать свои действия.
Ограничьте переутомление
- Сведите к минимуму просмотр телевизора и время за компьютером.
- Избегайте мест с большим скоплением людей.
- Следите, чтобы нагрузка соответствовала возможностям ребенка.
Двигательная активность как ресурс
Движение — естественная потребность. Подберите ребенку подходящий вид спорта или активные игры на свежем воздухе. Это помогает снизить уровень тревожности и повысить концентрацию.
Важность питания и режима
Сбалансированный рацион — залог спокойствия:
- меньше жареного, соленого и острого,
- больше овощей, фруктов, отварных и тушеных блюд.
Не заставляйте ребенка есть через силу.
Используйте пассивные и творческие занятия
Рисование, лепка, чтение — полезные упражнения для развития внимания. Следуйте за интересами ребенка, но возвращайтесь к незавершенному делу и помогайте довести его до конца.
Научите расслабляться
Музыка, дыхательные упражнения, массаж, йога — все это помогает малышу снижать уровень напряжения.
Взаимодействие с педагогами и специалистами
- Сообщайте воспитателям и учителям об особенностях ребенка.
- При необходимости соблюдайте рекомендации невролога (массаж, медикаменты, режим).
- Согласовывайте воспитательные меры с членами семьи, избегайте конфликтов.
Помните о главном
Гиперактивный ребенок особенно чувствителен к оценкам и нуждается в безусловной любви и поддержке. Важно, чтобы он рос без чувства вины и комплекса неполноценности.
К подростковому возрасту у большинства детей гиперактивность снижается. Главная задача родителей и специалистов — помочь ребенку пройти этот путь спокойно, сохранив уверенность в себе.

Сергеева Галина
Автор
Теги:
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Как заметить СДВГ у детей?
Узнайте, как диагностировать заболевание и почему важно убедить родителей обращать внимание на проблему.
Используйте практические рекомендации и упражнения по работе с детьми с СДВГ
Узнайте, как помочь детям с СДВГ на уроках. Практические рекомендации и упражнения для учителей: организация среды, мотивация, коррекция поведения и работа с родителями.
Почему исчезла каллиграфия из современных букварей?
Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Использование наглядных средств для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР
Данная статья ориентирована на практикующих учителей-логопедов.