Инсульт – это опасное для жизни состояние, которое вызвано острым нарушением кровообращения, в результате которого происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от того, какая именно область была поражена, у человека возникают различные нарушения в работе организма разной степени тяжести. Существует три основных вида инсульта: ишемический инсульт, внутримозговое и субарахноидальное кровоизлияние. Внутримозговое и (не во всех классификациях) нетравматические подоболочечные кровоизлияния относятся к геморрагическому инсульту.
Неправильно будет полагать, что инсульт случается только у пожилых людей. В последнее время это острое нарушение «молодеет», потому что к факторам риска относится не только возраст, но и малоподвижный образ жизни, злоупотребление вредными привычками, лишний вес и т.д. Достаточно часто инсульт случается у профессиональных спортсменов, чей организм просто не выдерживает таких интенсивных нагрузок.
Наиболее частыми последствиями инсульта являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий). Расстройства речи после инсульта возникает вследствие поражения речевых зон коры головного мозга и их проводящих путей. Иными словами, больной может полностью или частично утратить речь. Он испытывает сложности в произношении слов, понимании чужой речи и запоминании. Кроме того, возможны нарушения работы мышц языка и лица.
В такой ситуации восстановление речи после инсульта – это очень важное мероприятие, которое позволяет вернуть человека к нормальной жизни и способности общаться со своими близкими, а также окружающими людьми. При этом реабилитацию нужно начинать сразу же, как только состояние организма человека стабилизируется.
Нарушение мозгового кровообращения происходит из-за двух причин: кровоизлияние в мозг, которое происходит из-за разрыва стенки сосуда (геморрагический инсульт), либо при сужении или закупорке артерий, питающих головной мозг (ишемический инсульт). Среди всех видов инсульта преобладают ишемические поражения мозга. Хотя в обиходной речи инсульт часто называют кровоизлиянием в мозг, в действительности на кровоизлияния — на геморрагическую разновидность инсульта — приходится лишь 20—25 % случаев. Ишемические инсульты составляют 70—85 % случаев, нетравматические субарахноидальные кровоизлияния — 5 % случаев.
У большинства людей (правшей) речевые центры располагаются в левом полушарии головного мозга (у левшей – в правом). Соответственно, повреждение именно этих отделов и приводит к различным речевым нарушениям, не считая проблем с работой конечностей.
В результате поражения головного мозга, примерно у 1/3 людей возникает афазия – это полная или частичная утрата речи. Пациент теряет способность произносить слова и/или не понимает смысл обращенной к нему речи (при сохранном слухе).
Афазия бывает нескольких типов:
Другим расстройством речи, которое часто возникает после инсульта, является дизартрия – это нарушение правильной артикуляции, в результате чего речь становится смазанной и неразборчивой, часто встречаются запинки, изменение тембра голоса и т.д.
Важно начать восстановление речи как можно скорее. В зависимости от тяжести конкретного случая, на реабилитацию может уйти от нескольких месяцев (при легких случаях) до нескольких лет. При этом никто не дает гарантию, что речь восстановится полностью – все зависит от степени поражения мозга, а также квалифицированной работы специалистов (логопед, нейропсихолог, невролог и т.д.).
Важно комплексное обследование пациента, на основании чего назначается определенная реабилитационная программа. И только регулярность выполнения определенных упражнений поможет если не полностью восстановить речь, то хотя бы достичь того уровня, чтобы человек мог вновь коммуницировать с другими людьми. Восстановление речи предполагает комплексную работу, которая включает в себя медикаментозную терапию, массаж, а также обязательные занятия с логопедом.
После перенесенного инсульта, больному назначаются препараты, которые позволяют нормализовать кровообращение, а также уменьшить очаг поражения.
К таким медикаментам относятся ноотропы (восстанавливают функции клеток мозга), гипотензивные средства (стабилизируют давление), диуретики для снятия отеков мозга, а также кроверазжижающие препараты. Естественно, никакое лекарство не поможет вернуть речь пациента, потому что их основная задача – это минимизация последствий поражения головного мозга.
Помимо речевого нарушения, у людей, которые перенесли инсульт, может наблюдаться неконтролируемое слюнотечение, опущение уголков рта и щеки, а также проблемы с жевательной функцией.
Использование массажа позволяет восстановить тонус лицевых мышц, а также нормализовать его мимику – это важное условие, которое позволяет пациенту вновь начать разговаривать.
Проводится массаж лица, а также артикуляционных органов. Учтите, что подобные процедуры должен выполнять только квалифицированный специалист, который знает расположение точек, на которые нужно воздействовать.
Работа с логопедом – это основной этап реабилитации, касающийся восстановления речевой функции. Специалист оценивает состояние пациента, определяет необходимый комплекс упражнений, исходя из конкретного клинического случая.
Занятия проводятся с логопедом, но для укрепления результата необходимо продолжать упражнения в домашних условиях (строго соблюдая рекомендации специалиста). Существует несколько основных правил логопедической работы с людьми, перенесшими острое нарушение мозгового кровообращения:
При этом важно, чтобы логопед постоянно проводил анализ проводимой работы, отмечал результаты и динамику, на основании чего он должен делать соответствующие корректировки (если они требуются).
В логопедической практике не существует какая-то одной методики, позволяющей восстановить речевую функцию пациента. Это всегда комплексная работа, включающая в себя определенные упражнения для восстановления речи после инсульта:
Комплекс артикуляционных упражнений должен разрабатывать логопед, учитывая фактическое состояние пациента.
Упражнения для развития мышц языка:
Упражнения для губ:
Упражнения для мимики:
Помимо этого, проводятся упражнения для голоса, которые предполагают произношение гласных на выдохе, поочередное произношение согласных (сначала глухие, затем звонкие), артикуляция (но без звука) гласной Ы и т.д.
Следующие рекомендации больше относятся к родственникам пациента, который перенес инсульт.
Не нужно пытаться «научить» его повторять слова: «А теперь скажи ананас». На этом этапе в этом нет никакого смысла. Более того, это может нанести вред, потому что человеку возможно и удастся повторить это слово, но он не будет знать, что оно означает.
Если пациент научится выговаривать какое-то слово, и вы будете поощрять его в частом воспроизведении этого успеха, то может возникнуть такая ситуация, что он будет и дальше повторять его без какого-либо смысла. При этом другим словам его будет научить трудно.
Чтение детских книжек или букваря – тоже бессмысленное занятие. Дело в том, что дети учатся читать, начиная с отдельных букв, далее по слогам и т.д. В данном же случае восстановление речи идет по другому пути.
Когда человек переживает инсульт, то огромную роль играет не только профессиональная медицинская и логопедическая помощь, но и участие близких родственников. Вот какие рекомендации им можно дать:
Дать точный прогноз по поводу успеха реабилитации после перенесенного инсульта очень сложно. Все зависит от того, насколько сильно был поражен головной мозг. Но забота близких и планомерная работа со специалистами могут восстановить речевую функцию в достаточном для нормального общения варианте.
Автор
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!