Логотип

Задержка психического развития у детей: причины ЗПР, диагностика и профилактика

Что такое ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Термин ЗПР был предложен психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Он широко использовался в профессиональной литературе и психолого-педагогической практике вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Тогда было признано, что этот термин слишком обобщен и устарел, поэтому в 1997 году задержка психического развития перестала быть медицинским диагнозом. Но сам термин не теряет актуальности, используясь уже не в контексте диагноза, а как педагогическая характеристика развития ребенка.

Основные причины ЗПР у детей

Причин, почему возникает задержка психического развития, достаточно много, но на данный момент принято разделять их на две большие группы – биологические и социальные причины.

Биологические:

  • тяжелое течение беременности, во время которой мать перенесла тяжелую алкогольную или наркотическую интоксикацию, инфекцию или травму;
  • недоношенность;
  • многоплодие;
  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • внутричерепные родовые травмы;
  • асфиксия.

После рождения, а также в первые годы жизни детей, причинами развития ЗПР могут быть следующие биологические факторы:

  • различные соматические заболевания (рахит, грипп и т.д.);
  • врожденные нарушения слуха и зрения, а также выраженные дефекты речи;
  • черепно-мозговые травмы;
  • алкогольная эмбриофетопатия;
  • органические поражения головного мозга;
  • астенический синдром;
  • патологии сердечно-сосудистой системы.

Другой причиной развития ЗПР, которую можно отнести в данную категорию, является наследственный фактор. Если одному из родителей (или обоим) ставился этот диагноз, то есть вероятность того, что у их детей могут возникнуть схожие проблемы, даже если отсутствуют другие факторы риска.

Социальные факторы:

  • Неблагополучные семьи, в которых ребенок растет в условиях отсутствия внимания и гипоопеки.
  • Снижение или отсутствие возможности ребенка контактировать с социумом, т.е. общаться с другими детьми и взрослыми. Дефицит общения приводит к непониманию со стороны ребенка, как именно ему выстраивать взаимоотношения со сверстниками и другими людьми (не членами семьи).
  • Родители не занимаются развитием ребенка, не побуждают его к творческой и мыслительной деятельности, что приводит к проблемам в адаптации в социуме.
  • Гиперопека. В таких семьях ребенок всегда в центре внимания, его желаниям всячески потакают, его оберегают от любых опасностей и сложностей. В результате этого нарушается социальная адаптация, ребенок становится излишне зависимым от родителей, он не может самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности. В таких условиях нарушается развитие волевой сферы.
  • Авторитарные семьи, где родители не учитывают интересы ребенка. Как правило, наказания оказываются несоизмеримы повинности малыша. Такие дети становятся тревожными, у них развиваются различные фобии, отсутствует инициатива. Есть проблемы с интеллектуальным развитием, ведь перед ребенком стоит задача, как избежать неудачи (чтобы не быть наказанным), а не достижение результата.
Изображение по разделу: Что такое ЗПР

Задержка психического развития у детей симптомы и классификации

Группа детей с задержкой психического развития весьма неоднородна. На сегодняшний день в психологии есть несколько вариантов классификации ЗПР, но в большинстве случаев используется классификация по Лебединской – это детский психиатр и дефектолог. Принята она была в 1982 году.

Выделяют несколько видов:

  1. Конституционная. Обусловлена замедлением процесса созревания центральной нервной системы. В данном случае игровая деятельность преобладает над познавательной. Проще говоря, ребенок ведет себя не в соответствии со своей возрастной группой (как меньший по возрасту). Дети невнимательны, у них недостаточный объем памяти.
  2. Соматогенная. Возникает на фоне перенесенных в первые годы жизни заболеваний, которые приводят к недостаточному развитию ЦНС. Как правило, такие дети длительное время пребывают в больницах, что дополнительно приводит к проблемам коммуникации с другими детьми. Среди признаков – пугливость, низкая работоспособность, астения, недостаточной объем памяти, заторможенность или гиперактивность.
  3. Психогенная. Развивается на фоне негативных условий в семье, в которых ребенок пребывает с самого детства (частые и необоснованные наказания, гипер- и гипоопека).
  4. Церебрально-органическая. ЗПР данного вида встречается чаще всего. Для нее характерно первичное органическое поражение мозга. У таких детей наблюдается отсутствие живых эмоций, скудность воображения, расторможенность и другие нарушения.

Особенности ребенка с задержкой психического развития

  • Восприятие. Замедленно и фрагментарно. Могут возникать трудности при формировании зрительных образов. Это нужно учитывать при обучении, т.е. для лучшего усвоения материала, таким детям необходимы наглядные пособия.
  • Внимание. Поверхностно и кратковременно. Малыш часто отвлекается, есть сложности с тем, чтобы сфокусироваться на какой-то задаче. Есть проблемы с пониманием того, какой стимул действительно важен для концентрации на нем, а какой – нет.
  • Память. Характерна слабая избирательность, мозаичность запоминания материала. Характерен низкий уровень самоконтроля, наглядные образы запоминаются лучше, чем слуховые.
  • Мышление. Невозможно абстрактно-логическое мышление (без помощи взрослых). У детей возникают трудности со сравнением, построением собственных умственных заключений, формированием выводов по той или иной ситуации.
  • Речь. Скудность словарного запаса. Наблюдается нарушение артикуляции многих звуков. В большинстве случаев речь упрощена, потому что ребенку трудно выстраивать сложные предложения и умозаключения. Часто сочетается с дислексией и дисграфией.
  • Эмоциональная сфера. Такие дети легко внушаемы, у них может резко меняться настроение (периоды эмоционального подъема быстро сменяются апатичным состоянием). Они редко проявляют инициативу, поэтому идут на поводу у своих сверстников.

Диагностика и коррекция

Диагностика задержки психического развития проводится комплексно, т.е. участвует в ней несколько специалистов: психиатр, невролог, педиатр, дефектолог, психолог, логопед и т.д.

Проводятся следующие мероприятия:

Коррекция детей с задержкой психического развития проводится комплексно, т.е. с привлечением целой группы специалистов. Они должны посещать специализированные ДОУ или коррекционные классы. При обучении нужно делать акцент на визуализацию учебных материалов, частую смену деятельности и повторение.

В коррекционной работе нужно уделять особенное внимание развитию:

  • эмоциональной сферы, для чего активно используется арт-терапия и различные занятия в игровой форме;
  • познавательных процессов;
  • коррекции речи с помощью специальных логопедических занятий.

Профилактика

Для профилактики задержки психического развития ребенка необходимо с большой ответственностью отнестись к планированию беременности, избегать негативных воздействий на плод, заниматься профилактикой соматических и инфекционных болезней у ребенка в раннем возрасте, обеспечивать благоприятные условия их жизни. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо незамедлительное обследование и начало коррекционной работы.

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.

Файлы для скачивания

  • Карта обследования ребенка с ЗПР
    0.03 MB
  • Диагностика ЗПР у детей 3-4 лет
    0.04 MB
  • Планирование работы с детьми с ЗПР
    0.02 MB
  • ППАООП для детей с ЗПР
    2.46 MB
  • Проект для группы Моя семья
    0.04 MB
  • Работа с детьми с ЗПР
    0.04 MB
  • Социализация детей с ЗПР
    1.95 MB
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее