Алалия у детей: причины, виды, диагностика и современные подходы к лечению и коррекции
Содержание статьи
Алалия — это тяжёлое речевое нарушение, которое проявляется в выраженном недоразвитии или полном отсутствии речи у ребёнка. Основная причина алалии — органическое поражение речевых центров в коре головного мозга, чаще всего возникающее ещё в раннем детстве, до формирования полноценной речи. В отличие от обычной задержки речевого развития, при алалии речь не развивается самостоятельно и требует системной профессиональной коррекции.

Как формируется нормальная речь
Для нормального речевого развития необходимо достижение определённой зрелости структур головного мозга. Если отдельные участки мозга (лобные или височные зоны) повреждены или недоразвиты, возникают различные формы алалии. Лобные зоны связаны с экспрессивной (выразительной) речью — то есть с навыками говорения, а височные — с импрессивной, то есть пониманием обращённой речи.
Основные виды алалии
Моторная (экспрессивная) алалия
Это нарушение возникает при повреждении лобных речевых центров (зоны Брока). Дети с моторной алалией с трудом овладевают собственной речью, испытывают серьёзные трудности в формировании слов и предложений. Часто моторная алалия сочетается с другими неврологическими и психическими нарушениями, такими как аутизм или умственная отсталость. В клинической практике можно встретить разные наименования моторной алалии: "слухонемота", "дисфазия", "афазия развития", "общее недоразвитие речи" и т.д.
Сенсорная (импрессивная) алалия
Возникает при поражении височных речевых центров (зоны Вернике). У детей страдает понимание обращённой речи — они слышат речь, но не могут выделить и понять слова, теряют смысл сказанного.
Смешанная (сенсомоторная) алалия
Встречается при обширном поражении речевых зон головного мозга, когда у ребёнка одновременно затруднено и понимание речи, и формирование собственной речи.
Диагностика алалии
Для постановки диагноза и уточнения характера речевого нарушения необходим комплексный медицинский осмотр:
- Невролог (назначает обследования: ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, рентген или МРТ головного мозга; оценивает степень поражения центральной нервной системы, назначает медикаментозную поддержку).
- Оториноларинголог (проверяет слух и работу речевого аппарата, проводит отоскопию, аудиометрию).
- Логопед и детский психолог (оценивают уровень речевого и психического развития, разрабатывают индивидуальную коррекционную программу).
Подходы к коррекции и лечению
Медикаментозная терапия
Включает назначение ноотропных препаратов (Кортексин, Когитум, Энцефабол, Гаммалон, Цераксон и др.), направленных на стимуляцию развития структур мозга и улучшение обменных процессов. Лечение проводится под контролем врача, с постепенным подбором эффективной дозировки. В комплексной терапии применяются также физиопроцедуры: магнитотерапия, лазеротерапия, электрофорез, водолечение.
Психолого-педагогическая коррекция
Наиболее значимый элемент реабилитации — регулярные занятия с логопедом-дефектологом. Применяются следующие методы:
- Языковая гимнастика: многократные повторения звуков для тренировки артикуляционного аппарата.
- Работа с наглядным материалом: карточки, картинки, подбор слов к изображениям.
- Игры для развития мелкой моторики: лепка, конструирование, сортировка мелких предметов, работа с бусинами, пуговицами.
- Логомассаж: специальные приёмы массажа и гимнастики для развития лицевых мышц и формирования правильного произношения.
- Мимические упражнения: игровые ситуации с использованием мимики для тренировки мышц лица, губ и шеи.
Занятия проводятся поэтапно: сначала отрабатываются отдельные звуки, затем — слоги, далее — простые слова и предложения. Особое внимание уделяется упражнениям на речевое дыхание, развитие слухового восприятия, словарного запаса и грамматического строя речи.
Подборка упражнений для дома
Родителям рекомендуется ежедневно уделять внимание развитию мелкой моторики и самостоятельному выполнению логопедических упражнений. Примеры домашних игр:
- Перекладывание мелких игрушек или бусин по ёмкостям
- Нанизывание бус на нитку
- Закрытие и открытие коробочек
- Игра с мячиками в воде ("поймай шарик")
- Выкладывание узоров из пуговиц на пластилине
- Работа с карточками "Кто что делает?"
Эти занятия не только улучшают координацию, но и стимулируют развитие речи за счёт активации новых нервных связей.
Рекомендации родителям
- Важно своевременно обратиться за помощью к специалистам при первых признаках задержки или нарушения речи.
- Необходимо терпение и последовательность в домашних занятиях — регулярные, но короткие упражнения (15–20 минут в день).
- Поддерживайте ребёнка эмоционально, поощряйте даже за незначительные успехи.
- Решая вопрос о школьном обучении, учитывайте особенности ребёнка: при выраженных нарушениях речи оптимальным будет обучение в специализированном классе или школе, где программа адаптирована для детей с речевыми трудностями и предусмотрена поддержка логопеда и психолога.
Заключение
Лечение и коррекция алалии — процесс длительный, требующий системного подхода и совместной работы специалистов и родителей. Чем раньше начата работа, тем больше шансов на положительный результат и успешную социализацию ребёнка. Регулярная медицинская и педагогическая помощь, внимание к особенностям развития, психологическая поддержка в семье — всё это составляет основу эффективной помощи детям с алалией.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Коррекция щечного сигматизма
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!