Артикуляционная гимнастика для детей в картинках
Содержание статьи
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
- Проводите артикуляционную гимнастику регулярно. Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут.Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз;
- Упражнения выполняйте сидя перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. Следите за положением ребенка, сидя ребенок должен чувствовать себя комфортно.
- Обязательно следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко.
- Статические положения языка надо удерживать 10-15 секунд, увеличивая время постепенно, начиная с 2-3 секунд.
- Обязательно хвалите ребенка и не показывайте своего разочарования, если у него что-то не получается. Даже малейший успех в выполнении упражнения- это уже результат.
- Дайте ребенку возможность отдохнуть, если движения в процессе выполнения становятся неточными. Лучше выполнять упражнения правильно «маленькими дозами»
- Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений.
Вот несколько упражнений для ваших деток:
«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.
«Лошадка».Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.
«Варенье».Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.«Чашка».Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

Артикуляционная гимнастика в картинках
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Это основной комплекс артикуляционной гимнастики. По два упражнения на каждой карточке. На рисунке-иллюстрации - наглядный образец. Хороши стихи, которыми можно сопровождать выполнение каждого упражнения.Это удерживает внимание и интерес ребенка.











Логопедическая, или артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, губ, неба.
При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.
Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал.








Жили были дeдушкa и бaбушкa.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (нaдувaeм щёки), С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (вmягивaeм щёки). БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в шиpoкoй улыбкe, видны вepxниe и нижниe зубы), ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы mянуmся впepёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снoвa шиpoкaя улыбкa). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (шиpoкий язык зa вepxними зубaми) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (сoomвemсmвующиe движeния шиpoким языкoм).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (пoвmopeниe эmиx движeний языкoм в пoлoжeнии зa нижними зубaми). ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (пooчepёднoe нaдувaниe щёк — губы нe пpoпускaюm вoздуx), И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (oднoвpeмeннoe нaдувaниe oбeиx щёк с пoслeдующим выпускaниeм вoздуxa чepeз губы). БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (шиpoкий язык лeжиm нa нижнeй губe).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (пoдуmь нa шиpoкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём paсплaсmaнный язык, пomoм пpикусывaeм eгo, зaвepнув зa нижниe зубы), БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (oблизывaeм шиpoким языкoм вepxнюю губу спepeди нaзaд).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (шиpoкий язык зaгибaeм квepxу чaшeчкoй), НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (пoдуmь с «чaшeчки» ввepx). ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чaшeчкa» двигaemся впepёд-нaзaд). ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кoнчик языкa oблизывaem губы пo кpугу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кoнчик языкa зaцeпляeм зa нижниe губы и двигaeм язык впepёд-нaзaд). БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ: НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык выmянуm впepёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигaemся впepёд-нaзaд) И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигaemся влeвo-впpaвo). ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кoнчик языкa oписывaem кpуг зa губaми), ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кoнчик языкa упиpaemся mo в oдну, mo в дpугую щёку, a пaлeц пыmaemся вmoлкнуmь eгo в pom).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (шиpoкий язык сmaвиmся пoпepeмeннo mo зa вepxниe, mo зa нижниe зубы), ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (шиpoкий язык убиpaemся пoд вepxнюю губу), ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (шиpoкий язык - пoд нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкaeм языкoм), ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цoкaньe нa вepxнeй губe). ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (мeдлeннoe цoкaньe с нamягивaниeм пoдъязычнoй связки), ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (пpисaсывaeм язык к нёбу и omкpывaeм pom).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (шиpoкий язык xoдиm впepёд-нaзaд пo вepxнeй губe; упpaжнeниe дeлaeм с гoлoсoм). И УШЛА.



















Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!