Логотип

Автоматизация звука Ч в словах, слогах и предложениях

Звуки в детской речи формируются постепенно. В раннем возрасте, как правило, дети нормально произносят [М], [П], [К], [Д] и т.д. В дальнейшем начинают образовываться свистящие и шипящие звуки, которые могут представлять определенную сложность в овладении для некоторых детей. В этом случае им понадобится помощь логопеда.

[Ч’] – это согласный звук сложного образования, который состоит из двух компонентов («ть» и «щ»). Он возникает в речи достаточно поздно – примерно в 4-5 лет, что объясняется постепенным формированием отделов речевого аппарата. Постановка звука [Ч’] в логопедической практике ведется сразу по нескольким направлениям.

Как мы произносим [Ч’]?

Ч’] – это шипящий, мягкий и глухой звук, поэтому для его произношения требуется больше шума и воздуха, чем голоса.

Его артикуляция достаточно сложная:

  • Губы слегка округлены, вытянуты вперед.
  • Кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны.
  • Во время выхода струи воздуха передняя часть спинки языка отделяется от места смыкания, образуя щель.

Такая сложная артикуляция доступна детям с 4-5 лет. Ребенок в состоянии его освоить, если он может изолировано произносить [Ж], [Ш] и [Щ].

Автоматизация звука [Ч’] в слогах

Автоматизация звука [Ч’] в обратных слогах:

АЧ – ОЧ         ОЧ – УЧ           УЧ – ЫЧ        ЫЧ – ИЧ

ИЧ – ЕЧ          ЕЧ – ЁЧ           ЁЧ – ЮЧ        ЮЧ – ЯЧ

В обратных слогах со стечением согласных:

АЧК – ОЧК – УЧК – ЫЧК

ИЧК – ЕЧК – ЁЧК – ЮЧК – ЯЧК

АЧТ – ОЧТ – УЧТ – ЫЧТ

ИЧТ – ЕЧТ – ЁЧТ – ЮЧТ – ЯЧТ

В прямых слогах:

ЧА – ЧА – ЧА – ЧА – ЧА

ЧО – ЧО – ЧО – ЧО – ЧО

ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ

ЧИ – ЧИ – ЧИ – ЧИ – ЧИ

ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ

В интервокальных слогах:

АЧА – АЧО – АЧУ – АЧИ

УЧА – УЧО – УЧУ – УЧИ

ОЧА – ОЧО – ОЧУ – ОЧИ

ИЧА – ИЧО – ОЧУ – ИЧИ

В прямых слогах со стечением согласных:

ЧТА – ЧТО – ЧТУ – ЧТИ – ЧТЕ

ЧМА – ЧМО – ЧМУ – ЧМИ – ЧМЕ

ЧКА – ЧКО – ЧКУ – ЧКИ – ЧКЕ

ЧНА – ЧНО – ЧНУ – ЧНИ – ЧНЕ

Автоматизация звука [Ч’] в словах

Автоматизацию [Ч’] в словах нужно начинать только после того, как ребенок научится проговаривать его изолированно и в слогах. Слова четко проговариваются, выделяя автоматизируемый звук.

В начале слова:

  • чемодан, чек, чемпион;
  • чудо, чудак, чугун;
  • чашка, чай, чайник;
  • чихать, читать;

В середине слова:

  • очаг, туча, свеча, учет;
  • мячи, точить, учитель;
  • почка, дочка, кочка, бочка;
  • пучок, бачок, качок, значок;
  • ученик, учебник, печень;
  • жемчуг

В конце слова:

  • ткач, врач, плач;
  • печь, меч, течь;
  • тянуч, могуч;
  • дочь, ночь.

Автоматизация звука [Ч’] в словах с двумя этими звуками:

Чукча, чепчик, чечётка, чечевица.

Автоматизация звука [Ч’] в предложениях

Необходимо четко проговаривать предложения, выделяя [Ч]:

  • «Ученики читают стихи». «У дочки – часики». «Я печатаю на печатной машинке».
  • «Сонечка и Ванечка пасут бычков». «Девочка Светочка чистит часы». «Мама сшила дочке юбочку». «У дочки часики, у мамочки – часы».
  • «У бычка хвост кисточкой». «На кочке сидит уточка, а птичка на веточке»

Автоматизация звука [Ч’] в тексте

Существует большое количество текстов, которые помогают четко проговаривать [Ч]:

  • «На даче Ванечка и Коля помогают маме, чем могут: наливают воду в бочку, топят печку, поливают кабачки, Мама довольна, называет мальчиков дачниками».
  • «Сонечка живет в деревне. Здесь чудесная погода, куда ни глянешь – одуванчики, как маленькие лампочки».
  • «Внучка с бабушкой вечером накрывают на стол. На столе чайник, черника, клубничка, молочко и свежие булочки» (используется в том случае, если ребенок может проговаривать [Р]).

Четко следуйте советам логопеда

Коррекция аффрикатов у логопеда проводится с 4-5 лет. До этого момента можно проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику, а при необходимости логопедический массаж.

Этот речевой материал позволяет понять специфику работы с ребенком. Важно, чтобы занятия были недолгими, но регулярными – порядка 10 минут. Родители сами могут повторять упражнения логопеда в домашних условиях, стараясь использовать больше наглядного материала, чтобы у ребенка не пропал интерес к занятиям. Материал для автоматизации нужно подбирать так, чтобы в словах и предложениях не присутствовали звуки, которые пока отсутствуют в речи ребенка, либо он их произносит с дефектом.

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее