Логотип

Чем занимается логопед?

Кто такой логопед

Чем занимается логопед

Как проходит прием логопеда

С какими проблемами обращаются к логопеду

Какие исследования проводит логопед

Какими методиками лечит логопед

Логопедия – это наука, которая находится на стыке педагогики, психологии и медицины. Она изучает различные дефекты речи, причины их возникновения, способы их предупреждения и коррекции.

Раньше небольшие отклонения от нормы в произношении звуков не считались проблемой, поэтому часто можно было встретить ситуацию, когда ребенок плохо говорил даже в возрасте 7-8 лет. Подход к проблеме изменился в 20 веке, когда специалистами была выявлена прямая связь между правильным звукопроизношением и психическим развитием ребенка.

Безусловно, нарушения речевой функции не являются опасными для здоровья, но они могут сильно усложнить жизнь человека, мешая ему полноценной коммуникации и адаптации в социуме. Проблема особенно актуальна для детского возраста, ведь большинство речевых дефектов проявляется достаточно рано, еще в дошкольный период.

Кроме того, если взрослые весьма толерантно относятся к людям, у которых есть какие-либо проблемы с речью, то дети ведут себя намного менее терпимо и ребенок, который шепелявит, не выговаривает какие-то буквы или у него есть какие-либо другие речевые дефекты, часто становится объектом шуток и травли. Это чревато получением психической травмы, что неминуемо оставит отпечаток на личности, приведет к возникновению комплексов, которые будут в дальнейшем мешать нормальному общению со своими сверстниками. Если вовремя обратиться к квалифицированному логопеду, то подобных проблем можно будет избежать.

Кто такой логопед?

Логопед – это специалист, который занимается ранним выявлением и коррекцией различных речевых дефектов не только у детей, но и у лиц более старшего возраста. Но главная «целевая аудитория» логопеда – это дети дошкольного возраста. Специалист обладает специальными навыками коррекции произношения отдельных звуков, слогов, слов, целых предложений и фраз.

Чтобы стать логопедом, необязательно заканчивать высшее медицинское учебное заведение. Данной профессии обучаются в педагогических ВУЗах, где изучаются основы формирования речи и способы коррекции нарушений, связанных с этим. Исключение составляют специалисты, которые работают в медицинских учреждениях. Помимо образования в области логопедии или дефектологии, у них должно быть высшее медицинское образование, а также пройденные дополнительные курсы психотерапии. Такие специалисты могут установить связь речевого нарушения с перенесенными ранее травмами, течением беременности, заболеваниями. В отличие от обычных педагогов, он может назначать в схеме терапии различные медикаментозные препараты, а также использовать психотерапевтические методики для коррекции речевых дефектов.

Логопед-дефектолог работает с детьми, у которых есть нарушения зрения, слуха, а также интеллектуального развития. Помимо коррекции звукопроизношения, специалист занимается развитием мышления, памяти и восприятия ребенком окружающего мира.

Изображение по разделу: Кто такой логопед?

Чем занимается логопед

Должностные обязанности логопеда заключаются в выявлении и коррекции речевых нарушений, которые связаны с врожденными или приобретенными заболеваниями. Неправильно думать, что логопед занимается только постановкой правильного произношения отдельных звуков, ведь это только лишь часть работы специалиста.

Отвечая на вопрос – чем занимается логопед с детьми, необходимо отметить тот перечень задач, которые входят в компетенцию специалиста:

Кроме того, в процессе коррекции речевых нарушения логопед активно сотрудничает с представителями «родственных» специальностей: отоларингологи, неврологи, психологи и т.д. Объясняется это тем, что к речевым нарушениям могут привести различные заболевания органов слуха, зрения, голосового аппарата, поражения головного мозга.

Причинами речевых дефектов могут быть:

  • Патологии внутриутробного развития – инфекции, травмы плода, различные интоксикации, конфликт резус-фактора.
  • Врожденные аномалии развития.
  • Органические поражения ЦНС – менингит, энцефалит и т.д.
  • Психологические травмы.
  • Педагогическая запущенность – если родители не будут должны образом заниматься развитием ребенка, общаться с ним, то это чревато возникновением дефектов речи.
  • Проблемы со слухом – ребенок не слышит или плохо слышит речь окружающих, поэтому он не может правильно воспроизводить звуки.

Чем занимается логопед в детском саду?

Педагог-логопед в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа специалиста в группе заключается в развитии у детей внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения).

Иными словами, идет полноценная подготовка к обучению в общеобразовательном учреждении. Логопед работает над обогащением словарного запаса детей, обучает их грамоте, развивает связную устную и письменную речь.

Чем занимается логопед в школе?

Работа логопеда в школе связана с коррекцией нарушений чтения и письма, а также предупреждением этих нарушений.

В общеобразовательном учреждении организуется логопедический пункт. Часто он является единственным сразу на несколько учебных учреждений, расположенных рядом. В целом, работа выглядит следующим образом:

  • Проводится диагностика устной речи у первоклассников. У учащихся 2-4 классов проверяется сформированность письменной речи.
  • С учениками 1 классов работа ведется особенно внимательно. Проводится беседа с детьми, в ходе которой отбираются те ученики, у которых есть проблемы.
  • Из числа детей, имеющих проблемы, отбираются те, кому в первую очередь необходимы коррекционные занятия. На этом этапе уже подключаются родители детей, проводится беседа с ними.
  • Коррекционные занятия в первую очередь проводятся с теми детьми, чьи нарушения устной и письменной речи мешают усваивать школьный материал.

Логопед в школе:

  • проводит выявление нарушения речевого развития у учеников;
  • проводит коррекцию нарушения устной и письменной речи, чтобы ребенок мог лучше усваивать школьный материал;
  • проводит мероприятия, целью которых является предупреждение речевых нарушений у учеников;
  • проводит тематические занятия для преподавателей и родителей, которые помогают лучше понимать проблематику и эффективнее работать с детьми, имеющими дефекты речи.
Изображение по разделу: Чем занимается логопед

Нарушения, относящиеся к компетенции логопеда

В компетенцию логопеда входит коррекция нарушений устной и письменной речи. В эту категорию входят следующие нарушения:

  • Дисфония и афония. Это нарушения звучности речи (тембр, высота, сила голоса) и ее отсутствие (сохраняется только возможность разговаривать шепотом).
  • Брадилалия. Для этого нарушения характерна патологическая замедленность речи. Она становится вязкой, тянущей, человек медленно произносит каждый звук, с трудом переходя от одного слога к другому.
  • Тахилалия. Это ускоренный темп речи. Человек говорит слишком быстро, торопливо, часто пропуская звуки, что приводит к тому, что его речь не понимают окружающие его люди. Патология может иметь постоянный характер, когда человек говорит так всегда, либо временный, когда речь ускоряется из-за какой-нибудь стрессовой ситуации.
  • Дислалия. Проблемы с произношением отдельных звуков при нормальном состоянии нервной системы и слуха. Бывает двух видов – органическая и функциональная. Органическая форма связана с врожденными или приобретенными дефектами органов, участвующих в образовании звуков. Функциональная связана с неправильным восприятием речи окружающих людей.
  • Ринолалия. Проблемы с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхнего нёба и губы. В результате этого речь становится гнусавой.
  • Дизартрия. В этом случае отмечается дефект воспроизведения речи, который обусловлен нарушением иннервации органов, участвующих в звукообразовании. Речь невнятна, смазана. В более тяжелых случаях речь вообще отсутствует.
  • Заикание. Бывает клонической и тонической формы. При клонической форме происходит частое повторение определенного звука, при тонической форме возникают паузы перед произнесением отдельных звуков.
  • Алалия. Это отсутствие или недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе. Патология возникает из-за поражения клеток головного мозга, которые ответственны за формирование речи.
  • Афазия. Это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи. В отличие от алалии, поражение головного мозга происходит уже после формирования речи.
  • Дислексия. Нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Патология проявляется невозможностью составлять из букв слоги, распознаванием отдельных букв, неправильным чтением слогов и букв в слове и т.д.
  • Дисграфия. Ребенок с затруднением овладевает навыками письменной речи, при этом у него нет проблем с интеллектом, слухом и устной речью. Он пропускает буквы в словах, путает их местами, неправильно отображает форму букв и т.д.

Как проходит прием логопеда

Комплексное обследование ребенка у логопеда включает в себя следующие этапы:

  • опрос;
  • осмотр;
  • оценка речи;
  • оценка слуха;
  • оценка зрения;
  • оценка интеллекта;
  • назначение лабораторных и инструментальных исследований (при необходимости).
Изображение по разделу: Как проходит прием логопеда

Опрос

Первичное логопедическое обследование предполагает опрос родителей обо всех симптомах, заболеваниях ребенка. Выясняется, было ли место травмам, особенности беременности и другие важные моменты.

Опрос может включать следующие вопросы:

  • Как развивается ребенок? Большое внимание уделяется любым отклонениям от нормы – недостаток веса, роста, аномалии развития черепа и т.д. Выясняется, в какой момент ребенок стал разговаривать.
  • Есть ли врожденные аномалии развития? В первую очередь имеется в виду аномалии развития языка, губ, челюсти и других органов, участвующих в звукообразовании. Выясняется, есть ли аномалии развития слуха и зрения.
  • Были ли патологии развития беременности? Важно понять, были ли во время вынашивания плода какие-нибудь инфекционные заболевания, интоксикации, травмы и т.д.
  • Как прошли роды? Не было ли асфиксии плода, травм и других критических ситуаций в процессе родов?
  • Были ли заболевания в первые месяцы жизни ребенка? Инфекции, менингит, энцефалит – все это негативным образом сказывается на состоянии центральной нервной системы.
  • Когда возникли проблемы с речью?

Осмотр

Проводится осмотр органов, которые участвуют в звукопроизношении: язык, челюсть и т.д. Кроме того, логопед осматривает лицевой скелет, состояние ушных раковин и расположение зубных рядов. На основании первичного осмотра принимается решение об обследовании у других специалистов: отоларинголог, стоматолог, окулист.

Оценка речи

При анализе речевой функции учитывается возраст ребенка, наличие сопутствующих патологий, которые влияют на способность понимать и произносить отдельные слоги, слова и предложения.

Исследование речи включает:

  • Оценку звукопроизношения. Определяется, какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет.
  • Оценку артикуляции. Специалист просит ребенка выполнить определенные действия артикуляционными органами (сложить губы в трубочку, сделать язык узким или широким и т.д.).
  • Оценку разговорной речи. Логопед разговаривает с ребенком, задает ему простые вопросы и изучает, как ребенок на них отвечает: свободно, с запинками и т.д.
  • Оценку словарного запаса. Выясняется, знает ли ребенок синонимы определенных слов, может ли он охарактеризовать какой-либо предмет (небо – голубое, трава – зеленая).
  • Оценку грамматики. Логопед выясняет, умеет ли ребенок спрягать и склонять слова, образовывать из слов множественное число.
  • Оценку чтения. Проводится после 5-6 лет. Ребенок должен прочитать отдельные слова или предложения, а также объяснить смысл прочитанного.
  • Оценку письменной речи. Ребенок должен написать отдельные буквы, цифры и т.д. Можно задавать вопросы, а ответ он должен будет написать.

Оценка слуха

Если у ребенка есть проблемы со слухом, то это прямым образом скажется на его способности говорить. Логопед выясняет реакцию ребенка на громкие звуки, выполнение простых команд (сжать кисть в кулак, взять игрушку, т.е. слышит ли и понимает ли он, что его просят.), выясняет, как он воспринимает шепотную речь.

Если есть какие-либо сомнения по поводу состояния слуха, то ребенок отправляется на дополнительное обследование к отоларингологу.

Она включает:

  • реакцию на световые вспышки;
  • как ребенок следит за движущимися предметами;
  • различает ли он цвета;
  • описание картинки своими словами и т.д.
Изображение по разделу: Как проходит прием логопеда

С какими проблемами обращаются к специалисту

Среди объективных причин для посещения логопеда с ребенком до года является отсутствие каких-либо звуков произношения малышом. В норме он должен реагировать на окружающие раздражители смехом, лепетом, гулением. Если этого не происходит, то нужно обратиться к специалисту.

У детей с 3 до 5 лет вескими основаниями для посещения логопеда будут:

  • неправильное произношение отдельных звуков или слов;
  • проглатывание звуков;
  • нарушение скорости произношения (слишком медленное или ускоренное);
  • ребенок путает союзы, предлоги, падежи, не реагирует на исправления;
  • он не может внятно описать простую картинку;
  • отсутствие речи.

Какие исследования проводятся

В ходе первичного осмотра ребенка могут возникнуть определенные сомнения по поводу состояния ЦНС и отдельных органов, влияющих на формирование речи. В таком случае логопед может назначить проведение дополнительных исследований:

  • ЭЭГ.
  • УЗДГ.
  • Магнитно-резонансная томография.
  • ЭхоЭГ.
  • Люмбальная пункция.
  • Аудиометрия.
  • Риноскопия, ларингоскопия и т.д.

Какие методики используются

Изображение по разделу: Какие методики используются
Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.