Логотип

Дифференциация звуков Ч и Ц в словах, слогах и чистоговорках

Дифференциация звуков – это различение звуков, которые схожи по каким-либо признакам (глухие-звонкие, свистящие-шипящие и т.д.). Ребенок уже умеет правильно произносить звуки, но проблема в том, что в повседневной речи он может заменять их на звуки, которые схожи по звучанию.

Аналогичная ситуация встречается со звуками Ч и Ц – это согласные, глухие звуки, поэтому дети могут неправильно использовать их в своей речи. Дифференциация звуков Ч и Ц представляет собой определенный комплекс занятий и упражнений, направленных на их различение, чтобы ребенок не только правильно произносил их изолированно, но и правильно использовал в самостоятельной речи.

Артикуляция звуков Ч и Ц

Перед началом упражнений, важно правильно произносить звуки изолированно. У Ч и Ц есть свои особенности артикуляции.

Артикуляция звука Ч:

  • Губы округлены и немного выдвинуты вперед.
  • Зубы не соединяются.
  • Кончик языка, поднят вверх и смыкается с верхними альвеолами (бугорком), затем смычка взрывается. Сохраняется щель между языком и зубами.
  • По средней линии языка идет воздушный поток.
  • Мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки (проход в носовую полость закрыт). Воздух проходит через рот.
  • Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Изображение по разделу: Артикуляция звуков Ч и Ц

Артикуляция звука Ц:

  • Губы улыбаются.
  • Зубы видны, но не сомкнуты.
  • Кончик языка упирается в нижние зубы (как при звуке С). Спинка языка вогнута и передней частью образует смычку у шеек верхних зубов. Передняя часть спинки языка смыкается с небом у альвеол (как при звуке Т). В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с небом.
  • Посередине языка идет короткая воздушная струя (холодная, а не теплая, как при произношении Ч).
  • Мягкое нёбо поднято (проход в носовую полость закрыт).
  • Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Дифференциация Ч и Ц в слогах

Дифференциация звуков в прямых слогах:

ЦА – ЧА         ЧА – ЦА             ЦА – ЧА – ЦА – ЧА

ЦО – ЧО        ЧО – ЦО             ЦО – ЧО – ЦО – ЧО

ЦУ – ЧУ         ЧУ – ЦУ              ЦУ – ЧУ – ЦУ – ЧУ

ЦЫ – ЧИ       ЧИ – ЦЫ             ЦЫ – ЧИ – ЦЫ – ЧИ

ЦЕ – ЧЕ           ЧЕ – ЦЕ            ЦЕ – ЧЕ – ЦЕ – ЧЕ

Дифференциация звуков в обратных слогах:

АЧ – АЦ        ЕЧ – ЕЦ       АЦ – АЧ        ОЦ – ОЧ

УЦ – УЧ         ЯЦ – ЯЦ      ИЦ – ИЧ        ЕЦ – ЕЧ

ИЧ – ИЦ        ОЧ – ОЦ      УЧ – УЦ        ЯЧ – ЯЦ

Изображение по разделу: Дифференциация Ч и Ц в слогах

Дифференциация Ч и Ц в словах

Следующий шаг после дифференциации звуков Ч и Ц в слогах – это дифференциация звуков в словах.

В начале слова:

Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит.

В середине слова:

Пчелка, огурцы, печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцветает, цикады.

В конце слова:

Огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, матрац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец.

Дифференциация Ч и Ц в словосочетаниях

Необходимо внятно проговаривать следующие словосочетания, четко проговаривая звуки Ч и Ц:

Черный скворец, отличная певица, чужая пуговица, печеные яйца, коричневые рукавицы, вечернее солнце, четвёртый палец, чистая улица и т.д.

Дифференциация Ч и Ц в предложениях

Следует подбирать те предложения, в которых присутствуют звуки, которые ребенок уже освоил. В частности, если он еще не выговаривает Р, то нужно исключить предложения с этим звуком.

Для примера возьмем несколько предложений:

Без звука Р: В колодце ключевая водица. Кузнец стучит в кузнице. Птичка летит к птенцам. В духовке печется калач с цукатом.

Со звуком Р: Ходит курочка с цыплятами. Лестница ведет на чердак. Положи перец в перечницу. Мальчик нацепил червяка на удочку.

Изображение по разделу: Дифференциация Ч и Ц в предложениях

Дифференциация Ч и Ц в чистоговорках и скороговорках

Повторяем чистоговорки:

Ча-ча-ча – на столе горит свеча.

Чу-чу-чу – погасили мы свечу.

Чи-чи-чи – больше нет у нас свечи.

Ца-ца-ца – варит мама три яйца.

Цо-цо-цо – папа съест одно яйцо.

Цу-цу-цу – нам с братишкой по яйцу.

Повторяем скороговорки:

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол.

Рано утром пели птицы для царя и для царицы.

Цыпленок и курица пьют воду на улице.

У царя и царицы жили во дворе жар-птицы.

У девочки было колечко, упало в речку колечко.

Данный речевой материал подходит для занятий не только с логопедом, но и для самостоятельной работы дома с ребенком. Важно использовать побольше картинок и других наглядных материалов, чтобы сохранить интерес к занятиям.

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее