Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.
Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение. При наличии подобной симптоматики обязательно проведение логопедического обследования с целью изучения подвижности, строения речевого аппарата, обследования фонетического слуха. Важно понимать, что коррекция дислалии должна проводиться своевременно, потому что это нарушение может привести к дислексии и дисграфии, при этом оно серьезно затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими его людьми.
Дислалия считается наиболее часто встречающимся нарушением речи у детей. Характеризуется оно нарушением произношения звуков, а также патологическим их употреблением. При этом органические патологии слуха и нервной системы отсутствуют.
Наибольший процент детей с дислалией выявляется именно в дошкольный период. По разным оценкам специалистов, этот показатель составляет 25-30% (некоторые источники говорят о 50%). В младших классах количество детей составляет 17-20% от общего числа, в старшем возрасте – порядка 1%.
В структуре дислалии больше всего выделяются полиморфные нарушения при звукопроизношении, которые препятствуют дальнейшему овладению письменной речью. Особенность дислалии заключается в том, что ребенок может использовать все падежи правильно, его словарный запас будет находится на нормальном уровне, и он может выговаривать до 90% звуков, но иметь серьезные проблемы с оставшимися 10%. Это говорит об избирательности данного нарушения.
Специалисты выделяют две основные формы дислалии – функциональную и механическую (органическую).
Функциональная дислалия проявляется в нарушении воспроизведения фонем, при этом нарушения артикуляционного аппарата отсутствуют. Она делится на 3 вида:
От несформированности тех или иных звуков, можно выделить следующие виды дислалии:
Существует классификация нарушения и по степени тяжести – простая и сложная дислалия. При простой нарушено от 1 до 4 звуков, при сложной – более 4.
В каждой из этих категорий можно выделить виды дислалии по тому, какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все проблемные звуки находятся в одной группе (свистящие или только шипящие), то это мономорфная дислалия, а если из разных, то полиморфная:
Помимо этого, встречаются нарушения озвончения и оглушения, когда ребенок заменяет парные глухие звонкой и наоборот, а также дефекты твердости и смягчения, когда парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.
Механическая дислалия (органическая) обусловлена органическими патологиями органов речи:
Исходя из классификации дислалии, причины данного нарушения бывают органическими и функциональными. Органические – это патологии органов речи (зубов, языка и т.д.).
К функциональным относятся те причины, которые не связаны с анатомическими дефектами, но они негативно влияют на развитие речи:
Нарушения звукопроизношения при дислалии сводятся к следующим дефектам: замены, пропуски, смешения и искажения звуков.
Ребенок может заменять фонемы на произвольные, хаотично, вне зависимости от структуры слова.
Под пропуском звука понимается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, середине или в конце слова.
Под смешением звуков понимается такое нарушение, когда постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке.
Искажение – это ненормативное произношение, использование в речи звуков, которые отсутствуют в фонетической системе русского языка. Как правило, такие нарушения встречаются при механической дислалии.
Диагностика начинается с подробного выяснения особенностей течения беременности, перенесенных матерью заболеваний, особенностей родов. Большое значение имеют болезни, которые ребенок перенес в раннем возрасте.
После выяснения всех этих факторов, логопед переходит к непосредственному осмотру ребенка. Проводится оценка строения органов артикуляционного аппарата, уровня их подвижности.
Проводится анализ звукопроизношения, определение имеющихся речевых дефектов (их степень тяжести и характер). Особое внимание уделяется способности дифференцировать звуки на группы.
Механическая дислалия характеризуется патологиями органов речи, поэтому необходимо консультация ортодонта и стоматолога.
Коррекция состоит из нескольких этапов: подготовительный, этап формирования первичных произносительных навыков, а также коммуникативных навыков.
Подготовительный этап при механической дислалии заключается в устранении имеющихся анатомических дефектов (исправление прикуса, пластика короткой уздечки). При функциональной (моторной) дислалии проводится логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. При сенсорной форме основная задача – это развитие фонематических процессов.
Формирование навыков произношения заключается в постановке изолированных звуков, их автоматизации в слогах, словах, предложениях. Помимо этого, проводится дифференциация звуков.
Формирование коммуникативных навыков – это этап, который предполагает закрепление результатов от предыдущей коррекционной работы. Важно сформировать навыки правильного употребления звуков в ситуативной, монологической и диалогической речи.
Коррекционная работа может продолжаться от нескольких месяцев до года, в зависимости от тяжести нарушения. Успешность коррекции зависит от своевременности обращения за квалифицированной помощью, сложности самого случая, а также индивидуальных особенностей ребенка.
Автор
Узнайте про восстановление речи после инсульта. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Узнайте, как научить ребенка выговаривать шипящие звуки. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
В данной статье представлена система логопедической работы на начальном этапе преодоления экспрессивной алалии. У истоков предлагаемой системы находятся идеи таких выдающихся исследователей алалии, как Б. М. Гриншпун [1] и В. А. Ковшиков [2].
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!