Тренируйте речевое дыхание: простая дыхательная гимнастика для детей
Содержание статьи
Речевое дыхание — основа правильного звукопроизношения, громкости и выразительности речи. Оно напрямую влияет на качество звучания, длину выдоха и устойчивость голоса. Однако у многих детей этот навык недостаточно развит: они говорят на вдохе, обрывают фразы или быстро устают при длительном высказывании. Регулярная дыхательная гимнастика помогает сформировать правильный тип дыхания и улучшить речевую моторику.
Чем речевое дыхание отличается от обычного
Физиологическое дыхание — это автоматический процесс, необходимый для жизни. Вдох и выдох происходят через нос, между ними есть естественная пауза.
Речевое дыхание, напротив, требует произвольного контроля. При речи вдох делается быстро, а выдох — плавно и длительно. Сила и продолжительность выдоха зависят от цели общения: если ребёнок говорит громко или «посылает звук» вдаль, выдох становится мощнее, а голосовые связки работают активнее.
Правильное речевое дыхание позволяет:
- формировать устойчивый выдох для звуков речи;
- улучшать дикцию и плавность высказываний;
- уменьшать мышечное напряжение;
- развивать внимание и самоконтроль.
Как проводить дыхательную гимнастику
Занятия лучше проводить ежедневно, в игровой форме. Начинайте с коротких упражнений (по 3–5 минут), постепенно увеличивая продолжительность. Важно следить, чтобы вдох был через нос, а выдох — через рот.
Примеры упражнений для развития речевого дыхания
- «Подуй на перышко» — вдох носом, плавный выдох через рот. Задача: удерживать перышко в воздухе как можно дольше.
- «Кораблик» — дуем на бумажный кораблик, чтобы он «плыл» по воде (в тазу). Формируется длительный направленный выдох.
- «Свеча» — задуваем невидимое пламя на расстоянии. Можно регулировать силу выдоха — короткий, средний, длинный.
- «Паровозик» — ритмичные выдохи со звуком чух-чух, тренируются речевые фразы на одном выдохе.
- «Мыльные пузыри» — весёлое упражнение, помогающее детям почувствовать плавность и мягкость выдоха.
Методические рекомендации логопеду
- Перед началом упражнений проверьте, дышит ли ребёнок через нос.
- Исключите чрезмерное напряжение щёк и губ — дыхание должно быть лёгким.
- Следите, чтобы плечи не поднимались при вдохе.
- После дыхательных упражнений можно переходить к артикуляционной гимнастике или автоматизации звуков.



Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Коррекция щечного сигматизма
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Восстановление речи после инсульта
Узнайте про восстановление речи после инсульта. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.