Используйте игровые упражнения в работе с неговорящими детьми
Содержание статьи
С каждым годом логопеды и дефектологи отмечают рост числа неговорящих детей в возрасте от 3 лет. Эта группа очень неоднородна: сюда входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Общим для них является отсутствие мотивации к речи и несформированная коммуникативная функция.
Игровые упражнения помогают активизировать мотивацию, вовлечь ребёнка в речевую деятельность и мягко стимулировать появление первых звуков и слов.
Упражнения для развития речевого дыхания
Работа над речевым дыханием у неговорящих детей проходит в игровой форме:
- «Полевые цветочки» — дети идут по тропинке, «нюхают цветы» (вдох через нос, выдох через рот).
- «Узнай по запаху овощ» — ребёнок по запаху угадывает лук, чеснок или укроп.
- «Ароматный фрукт» — определение фрукта по запаху и вкусу (яблоко, апельсин, лимон).
- «Листочки» — сдувание лёгких предметов (перышек, снежинок, теннисного шарика на воде) для тренировки длительного выдоха.
- «Забей гол» — сдувание ватного шарика в ворота из кубиков.
Эти игровые упражнения для речевого дыхания помогают развивать плавный, контролируемый выдох, что является базой для формирования речи.
Упражнения на формирование понимания речи
- Узнавание и называние предметов: вода, солнце, цветы, дом, машины.
- Определение одежды по сезонам.
- Формирование глагольного словаря: спит, ест, идёт, прыгает, рисует и др.
- Различение понятий «большой – маленький» (матрешка, пирамидка, сказка «Репка»).
- Понимание описаний игрушек (по признакам: хвост, крылья, колёса и т. д.).
- Освоение простых предлогов: на стол, в коробку, под стулом.
- Различение единственного и множественного числа (кубик – кубики).
- Игра «Чем?» — ответы на вопросы: чем режут хлеб, чем едят суп, чем расчёсывают волосы.
Игры для развития слухового восприятия и фонематических процессов
- Узнавание звучащих игрушек (барабан, бубен, дудочка).
- Определение на слух содержимого коробочек (горох, пуговицы, палочки).
- Звукоподражание животным (гав-гав, мяу, ко-ко).
- Игра «Лови звук» — хлопок в ладоши при звуке колокольчика.
- Узнавание действий по звуку (ложка по чашке, ножницы).
- Различение громкого и тихого пения птиц.
- Игра «Подскажи словечко» — ребёнок завершает строчку стихотворения.
Такие задания развивают фонематический слух и подготавливают ребёнка к дальнейшему речевому развитию.
Игры для формирования пространственного восприятия
- Работа с разрезными картинками («Репка», животные, предметы).
- Составление снежной бабы или ёлки из геометрических фигур.
- Сортировка матрёшек по величине.
- Игры с пирамидкой.
Эти упражнения помогают освоить понятия «часть–целое», «величина», а также тренируют внимание и память.
Приёмы стимуляции первых звуков
- Игра «Птички» — пальчики складываются «клювом», дети повторяют звукоподражания: гули-гули, ути-ути, цып-цып.
- Сенсорная игра «Полетели птички» — прикосновения к частям тела с сопровождением звукоподражаний.
- Игра «Сделаем бусы» — ребёнок нанизывает крупные или мелкие бусины, отвечая на вопросы: что делаем, кто наденет бусы, кто подарит.
Такие упражнения активизируют первые речевые реакции и мотивацию к общению.
Итоги
Игровые упражнения с неговорящими детьми создают основу для развития речи: формируют дыхание, понимание речи, слуховое восприятие и первые речевые реакции. Логопеду важно подбирать задания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, сочетая работу над речью с эмоциональной вовлечённостью и положительной мотивацией.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Аутизм у детей: причины аутизма, диагностика и лечение
Полезная информация об атизме для логопедов.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.