Помогите ребенку справиться с тревогой: семь игровых путешествий к спокойствию
Содержание статьи
Тревожность у детей — частое явление, которое проявляется в виде страхов, беспокойства, нежелания идти в детский сад или школу. Такие состояния могут мешать развитию речи, внимания и общению со сверстниками. Логопед и дефектолог в работе часто сталкиваются с эмоциональным напряжением у дошкольников. Один из эффективных способов коррекции тревожности — использование игровых методик.
Ниже вы найдете семь игровых практик для снижения тревожности у детей, которые можно применять на логопедических занятиях, в детском саду и дома.
«Порхание бабочки»: медитация на кончике крыла
Сядьте рядом с ребенком, включите спокойную музыку. Попросите закрыть глаза и представить бабочку, которая парит над цветком. Малыш двигает руками, имитируя крылья, дышит размеренно и расслабляется.
Эффект: формирование навыка саморегуляции, снижение тревожности через дыхательные упражнения.
«Щенок отряхивается»: снимаем зажимы
Покажите, как веселый щенок отряхивается после купания. Пусть ребенок повторяет: голова, плечи, руки, спина.
Эффект: расслабление мышц, снятие телесного и эмоционального напряжения.
«Ласковые лапки»: прикосновения, которые дарят доверие
На столе несколько предметов: вата, перо, камешек. Ребенок с закрытыми глазами угадывает, чем дотрагиваются до руки.
Эффект: развитие тактильной чувствительности, формирование чувства безопасности.
«Кукольный театр»: проигрываем страхи
Используйте кукол, чтобы инсценировать тревожные ситуации. Пусть ребенок через героев выражает свои переживания и ищет выход.
Эффект: снижение тревоги, развитие речи и воображения.
«Прекрасный — ужасный рисунок»: арт-терапия
Один ребенок рисует «прекрасное», другой превращает его в «ужасное», затем снова возвращают красоту.
Эффект: формирование навыка переключения с негативных эмоций на позитивные.
«Я за тебя отвечаю»: упражнение на доверие
Работа в парах: один отвечает на вопросы «от лица» другого.
Эффект: развитие эмпатии, снижение тревоги за счет поддержки и принятия.
«Домашнее письмо»: работа с мыслями
Дети пишут небольшие письма о том, что их волнует в общении.
Эффект: осознанное выражение эмоций, снижение внутреннего напряжения.
Маленькие правила большой заботы
- Темп: упражнения по 3–7 минут.
- Свобода выбора: предлагайте, а не навязывайте.
- Безоценочность: нет «правильного» и «неправильного».
- Разговор: обсуждайте эмоции после каждой игры.
Игровые упражнения для снижения тревожности у детей помогают развивать эмоциональный интеллект, уверенность в себе и способность управлять эмоциями. Для логопеда это ценный инструмент, позволяющий соединить коррекцию речи с формированием позитивного эмоционального фона.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.