Узнайте, как формируется речь у детей: простыми словами о скрытых механизмах развития языка
Содержание статьи
Что делает нас способными говорить? Как маленький ребенок начинает выстраивать фразы и почему иногда на этом пути возникают сложности? За кулисами привычных слов и предложений работает целая система — от работы мозга до движений языка и губ. Важно понимать эти механизмы, чтобы правильно оценивать развитие речи и вовремя поддержать ребенка.
Язык — это не только слова, но и движения
Каждый звук рождается благодаря слаженной работе мышц — губ, языка, неба. Мозг хранит «карты» движений для каждого звука и управляет их точным выполнением.
Что происходит в мозге
- Теменная кора отвечает за «чувство тела» — внутренние ощущения, которые помогают контролировать положение мышц.
- Лобная кора планирует последовательность движений и решает, какая мышца включится в данный момент.
- Контроль ошибок. Мозг постоянно проверяет правильность действий и корректирует их, как тренер, который помогает спортсмену улучшить технику.
Понимание того, как работает мозг при формировании речи, важно для логопедов, работающих с детьми с различными нарушениями.
Какие трудности могут возникнуть
Нарушения чувствительности (ПСД — первичная соматосенсорная дисфункция)
Ребенок не запоминает правильное положение мышц. В итоге звуки путаются и слово звучит каждый раз по-разному.
Пример: вместо «динозавр» — диядам, дижаяда.
Нарушения программирования движений (ПКД — первичная кинетическая дисфункция)
Звуки получаются правильно, но сложно соединить их в слово или фразу. Часто появляются повторы, «застревания», перестановки.
Пример: папуста вместо «капуста», биба вместо «рыба».
Почему важно различать ПСД и ПКД
- Дети с ПСД путают движения не только в речи, но и в моторике (например, не могут повторить позу).
- Дети с ПКД склонны повторять движения и нарушать порядок действий.
Это отражается и на развитии речи и мышления.
Как особенности моторики влияют на язык
- Дети с ПСД быстрее начинают использовать местоимения и глаголы, их речь активна, но словарный запас ограничен.
- Дети с ПКД точнее в произношении отдельных слов, но им трудно строить длинные фразы.
Развитие речи у детей зависит от взаимодействия моторных и когнитивных процессов, поэтому логопеду важно учитывать индивидуальный темп и тип нарушений.
Глубинные связи речи и мышления
Наш язык тесно связан с телесным опытом. Категории «внутри/снаружи» или «цель/путь» формируются через восприятие движений и пространства. Если восприятие нарушено, ребенку сложнее строить абстрактные понятия и грамматические конструкции.
Вывод: что важно знать логопеду и родителям
- Речь — результат работы мозга, движений и ощущений.
- Нарушения моторики отражаются не только на звуках, но и на грамматике и словаре.
- Каждый ребенок уникален: кто-то быстрее строит фразы, кто-то лучше подбирает слова.
- Поддержка и индивидуальный подход важнее, чем «гонка за нормой».

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Использование наглядных средств для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР
Данная статья ориентирована на практикующих учителей-логопедов.