Соберите картотеку дыхательной гимнастики по ФГОС: упражнения и игры для речевого дыхания
Содержание статьи
Дыхательная гимнастика — опора для формирования речевого выдоха: длительного, ровного, направленного по середине языка. Картотека, собранная по ФГОС, экономит время при подготовке и делает занятия предсказуемыми для ребенка: одна цель — один понятный алгоритм выполнения, наглядный реквизит и четкая речевая инструкция.
Общие правила безопасности и техники
- Работайте в проветренном помещении, дозируйте нагрузку, избегайте гипервентиляции.
- Стартуйте с 2–3 повторов, доводите до 5–6 в медленном темпе.
- Контролируйте ненадувание щек (можно мягко поддерживать ладонями), статичность губ, положение языка.
- Проговаривайте короткие инструкции: «губы — в улыбке», «язык — широкий», «дуем ровно, без толчков».
Упражнения для развития речевого дыхания
«Загнать мяч в ворота»
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Ватный шарик на столе, «ворота» — два кубика. Губы вытянуты трубочкой, ребенок одним выдохом «забивает гол». Важно: щеки не надувать.
«Подуйте через трубочку»
Цель: плавная непрерывная струя по середине языка.
Губы в улыбке, язык свернут «трубочкой». Дуем на узкую бумажную полоску, закрепленную выше переносицы, удерживаем ее как можно дольше. Щеки — спокойные.
«Кто дальше загонит мяч»
Цель: длительная узкая струя.
Губы в улыбке, язык широкий, боковые края прижаты. Как бы произнося долгий ф, сдуваем ватку на противоположный край стола. Следим, чтобы не было «дс» (рассеянной струи) и нижняя губа не натягивалась на зубы.
«Сдуть снежинку»
Цель: целенаправленный выдох по середине языка.
Губы в улыбке, язык широкий, кончик опущен, бока прижаты к верхним зубам. На кончик — бумажный квадратик 1×1 см, сдуваем. Не допускать «х-образного» выдоха.
«Подуйте через соломинку» / «Шторм в стакане»
Цель: направленная струя по середине языка.
Широкий кончик языка у нижних резцов, посередине языка — соломинка, ее конец в воду. Дуем до «бурления». Щеки не надувать, губы стабильны.
Двигательно-дыхательные комплексы
«Вырастим большими»
На «раз-два» — подъем на носки, руки через стороны вверх — вдох через нос; на «три-четыре» — присед с наклоном — усиленный выдох через рот. 5–6 раз, медленный темп.
«Дровосек»
Широкая стойка. «Раз» — руки вверх, небольшой прогиб — вдох через нос; «два» — резкий наклон и «рубим» — выдох через рот; «три» — исходное. 7–8 раз, медленно.
«Гуси шипят»
Ноги на ширине плеч, руки на пояс. На выдохе тянем «ш-ш-ш» 4–5 повторов.
«Косарь»
Повороты корпусом вправо/влево с размашистыми руками и протяжным «ж-у-х». 7–8 циклов, средний темп.
«Пилим дрова» (в парах)
Стоя лицом, шаг вперед левой, беремся за руки, имитируем пилу: сгиб-разгиб локтей с «ж-ж-ж». 35–40 секунд, медленно.
«Паровоз»
Ходьба с согнутыми руками и звукоимитацией «ч-у-х» 35–40 секунд.
«Надуй шар»
Воображаемый шар: «раз-два» — глубокий вдох ртом, «три-четыре» — длительный выдох, «шар» увеличивается. 3–4 раза.
«Спускай воздух»
«Раз-два» — вдох, «три-шесть» — длинный выдох со звуком «с-с-с-с». 3–4 раза.
«Подуй на свечку»
Сидя, ноги врозь. «Раз-два» — вдох носом и ртом, «три-четыре» — медленный длительный выдох, «задуваем свечу». 3–4 раза.
Игры, которые тренируют дыхание и удерживают внимание
Бытовые «тренажеры»
Надувание шариков, мыльные пузыри, «бульканье» через соломинку, свисток, дудочка, губная гармошка — все это укрепляет дыхательную мускулатуру и формирует привычку к длинному направленному выдоху.
«Воздушный футбол»
Мячик для настольного тенниса или ватка, «ворота» из кубиков. Забиваем «гол» выдохом; усложнение — дуем носом.
«Рисуем на окне»
Запотевшее стекло — «полотно»: выдох-запотевание — затем рисуем фигуру пальцем.
«Снегопад»
Маленькие «снежинки» из ваты/бумаги — сдуваем с ладони. Можно считать количество успешных сдуваний подряд.
«Бабочки»
Бумажные бабочки на нитях. Дуем так, чтобы они «летали», удерживаем на струе.
«Я — ветер»
Вертушка-пропеллер или кораблик в тазу: ребенок регулирует силу и длительность выдоха, чтобы вертушка крутилась/кораблик плыл равномерно.
Организация и дозирование нагрузки
- Сначала статические задания на столе, затем — двигательно-дыхательные комплексы и игры.
- Ведите индивидуальные карточки прогресса: длительность выдоха (сек.), число ровных повторов, контроль щек.
- Для детей с ринитом/аденоидами снижайте объем, используйте носовое дыхание после очищения дыхательных путей, ориентируйтесь на самочувствие.
- В групповой работе распределяйте роли: «судья секундомера», «хронометрист», «помощник с карточками» — это повышает мотивацию и дисциплину.
Типичные ошибки и как их исправлять
- Надуваются щеки → мягкая фиксация ладонями, «дуем узкой дорожкой».
- Рваный выдох → счет вслух на выдохе («с-с-с — раз-два-три»), визуальная цель (полоска бумаги, вертушка).
- Рассеянная струя → позиция губ «улыбка», язык широкий, бока прижаты к верхним зубам, фокус на «ф-выдохе».
- Утомление → чередуйте короткие серии (10–15 сек) с паузами на спокойный вдох носом.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Коррекция щечного сигматизма
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.