Используйте кинезиологические упражнения, чтобы улучшить работу мозга у детей и взрослых
Содержание статьи
В логопедической практике и в работе с детьми с различными трудностями всё чаще применяются кинезиологические упражнения. Эти простые и увлекательные движения помогают не только наладить межполушарное взаимодействие, но и развивают внимание, память, мышление, речь, воображение и другие высшие психические функции. Регулярные тренировки полезны как детям, так и взрослым, особенно если есть трудности с обучением, концентрацией, моторикой или эмоциональной регуляцией.
Что такое кинезиология
Кинезиология — это наука о взаимосвязи движений и работы мозга. Практика основана на том, что движение стимулирует нервные связи, улучшает координацию и способствует развитию когнитивных функций.
Для логопедов кинезиологические упражнения особенно ценны: они помогают готовить руку к письму, развивают мелкую моторику и одновременно усиливают речевую активность.
Комплекс №1: Развиваем мелкую моторику и межполушарное взаимодействие
Эти упражнения легко встроить в логопедическое занятие:
- Постукивание по столу. Сначала правой рукой, затем левой.
- Работа с кулаком. Согнуть и разогнуть пальцы, положить ладонь на стол.
- «Звонок». Поочередные встряхивания кистями.
- «Домик». Соединить пальцы обеих рук, поочередно давить одной рукой на другую.
- Постукивание пальцами. Считать ритмично: «1», «1-2», «1-2-3» и т. д.
- Работа с карандашом. Поднимать и опускать карандаш двумя пальцами.
- Пластилин. Раскатывать комочек пальцами обеих рук.
- Вращение карандаша. Между разными парами пальцев, в обе стороны.
- Перемещение мелких предметов. Брать спички или бусины, перекладывать, не двигая руку.
👉 Эти упражнения формируют тонкие движения пальцев и улучшают фонематическое восприятие и артикуляционную готовность.
Комплекс №2: Упражнения для координации и внимания
- Дыхательное упражнение. Вдох при поднятии рук, выдох при опускании.
- «Снеговик». Напрячь всё тело, затем медленно расслабиться.
- Сжимание и разжимание кистей. Ускорять темп, затем встряхнуть руки.
- Движения глазами. В стороны, круговые, вверх-вниз.
- Мимика. Надувать щеки, вытягивать губы трубочкой, высовывать язык.
- Поглаживание лица. От лба вниз до подбородка, затем через макушку к затылку.
- Движения кистями. Вверх-вниз, круговые, пальцы вместе и порознь.
- Наклоны и круги головой. Вперёд-назад, в стороны.
- Круговые движения плечами. Вперед и назад.
- Работа с мячом. Поднимать вверх, вправо, влево, вниз — по сигналу взрослого.
👉 Эти задания тренируют координацию движений, внимание, пространственное мышление и стрессоустойчивость.
Зачем включать кинезиологию в занятия логопеда
- Улучшается работа обеих полушарий мозга.
- Повышается усидчивость и концентрация внимания.
- Развиваются моторные и когнитивные навыки.
- Дети легче осваивают письмо, чтение и устную речь.
- Формируется уверенность в себе и интерес к занятиям.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Анализ материалов архива А. Р. Лурии: к вопросу об исследовании семантической афазии
Научное наследие Александра Романовича Лурии (1902—1977), основателя отечественной нейропсихологии, до сих пор далеко не полностью известно научному сообществу и нуждается в изучении. Огромную ценность в этой связи представляют материалы научного архива ученого. В настоящее время завершена оцифровка...
Еще раз про аутизм
Ответы на многочисленные вопросы специалистов и родителей.
Просто о сложном: нейропсихология
В начале 20 века А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.