Проведите логопедическую игру «Парные картинки» для развития слоговой структуры слова
Содержание статьи
Игровой формат — один из самых эффективных способов развития речи у детей. Логопедические игры не только вызывают интерес, но и способствуют естественному усвоению речевого материала. Одна из таких игр — «Парные картинки», направленная на формирование и закрепление слоговой структуры слов 1-го типа на материале звуков раннего онтогенеза. Игра подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста, а также на этапе автоматизации и закрепления навыков.
Цель игры
Формирование и закрепление слоговой структуры слов 1-го типа (например: муха, кеды, ива, дыня, вода) на материале звуков раннего онтогенеза.
Речевой материал
Слова:
дети, ноты, киты, ива, кеды, дыня, вода, маки, коты, муха, пони, дома, дубы, небо, ноги, пена, вата, гуси.
Организация игры
Количество игроков: 2–4 человека.
Для игры заранее подготовьте две одинаковые копии набора картинок. Картинки распечатайте, разрежьте на отдельные карточки и заламинируйте (или наклейте на плотный картон). Карточки тщательно перемешайте и разложите рядами на столе вниз изображением.
Количество карточек можно варьировать, исходя из уровня развития ребенка и динамики занятий: начинайте с небольшого набора, постепенно увеличивая количество слов. Очередность ходов удобно определять с помощью считалки.
Ход игры
- Игрок за один ход переворачивает две карточки.
- Если изображения совпадают, участник забирает их себе и чётко проговаривает слово:
– «Вода»;
– «Это вода»;
– «Вот вода».
Пример и образец проговаривания сначала задает логопед. - Если картинки не совпадают — карточки возвращаются на то же место.
- Важно соблюдать правило: нельзя менять расположение карточек во время игры.
Ход передается следующему участнику. Побеждает игрок, собравший наибольшее количество пар.
Речевые задания и игровые модели
После игры можно закрепить лексику в коротких фразах.
Например, логопед спрашивает:
– «Ваня, что у тебя?»
Ребенок отвечает:
– «У меня маки. У меня кеды».
– «А что у Димы?»
– «У Димы пони».
Также можно дополнительно моделировать игровые ситуации, используя глагольные конструкции:
– «дай на…»,
– «вижу…»,
– «несу…»,
– «беру…»,
– «даю…».
Рекомендуется исключать из активной отработки слова дети, киты, коты, гуси (так как они имеют особенности формы множественного числа).
Методические рекомендации
Игра «Парные картинки» универсальна — она не только развивает слоговую структуру слова, но и способствует:
- укреплению артикуляционных навыков;
- развитию фонематического слуха и слухового внимания;
- тренировке речевого дыхания и плавности речи;
- активизации лексического запаса в игровой форме.
Используйте игру на индивидуальных и подгрупповых занятиях, сочетая её с артикуляционной гимнастикой и упражнениями на развитие фонематического слуха.




Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.