Используйте мнемотехнику для развития связной речи у детей
Содержание статьи
Мнемотехника — это эффективный инструмент, который помогает детям быстрее и легче запоминать информацию, развивать память, внимание, мышление и речь. Для логопеда и дефектолога использование мнемотехники особенно ценно в работе над связной речью, так как позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным и продуктивным.
Дошкольный возраст и формирование связной речи
Связная речь — это развернутое высказывание, включающее описание, повествование или рассуждение. Ее формирование начинается в дошкольный период, когда ребенок учится не только называть предмет, но и описывать его признаки, действия, свойства.
Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер. Поэтому речевое развитие тесно связано с развитием высших психических функций: внимания, памяти, воображения и мышления.
Что такое мнемотехника
Мнемотехника — это система приемов, которая обеспечивает успешное запоминание информации за счет образования дополнительных ассоциаций. Она опирается на особенности работы мозга: основным языком памяти являются образы, чаще всего зрительные.
Когда ребенок соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту связь. В дальнейшем воспоминание одного образа вызывает другие, связанные с ним. Именно поэтому мнемотехника так эффективна в развитии речи.

Принципы мнемотехники
- Легче запоминается то, что можно ярко представить.
- Лучше сохраняется информация, с которой ребенок активно взаимодействует.
- Запоминание эффективнее, если материал перекодирован в образы.
- Хорошо усваивается то, что осознано и связано с другим опытом.
Задачи, которые решает мнемотехника:
- развитие внимания, воображения, памяти и мышления;
- формирование правильного звукопроизношения;
- расширение словарного запаса;
- обучение связной речи;
- знакомство с буквами;
- развитие мотивации и познавательной активности.
Использование мнемотаблиц
Мнемотаблица — это дидактический материал в виде схемы с изображениями явлений, действий или персонажей.
Этапы работы с мнемотаблицей:
- Рассматривание и обсуждение изображений.
- Преобразование символов в образы.
- Пересказ текста с опорой на картинки.
- Зарисовка таблицы ребенком.
- Воспроизведение таблицы по памяти.
Метод строится по принципу «от простого к сложному»: сначала используются мнемоквадраты, затем мнемодорожки и только потом — мнемотаблицы.


Приемы и методы мнемотехники
По Бодровой И.В. выделяют шесть основных методов:
- Метод крокирования — рисование простых схем и символов.
- Эйдетизм — воспроизведение наглядных образов по памяти.
- Метод Цицерона — привязка информации к знакомым местам.
- Метод трансформации — мысленное превращение одного образа в другой.
- Метод смысловых опор — использование устойчивой системы образов.
- Метод ассоциативных цепочек — связывание несвязанных картинок в единый сюжет.
Мнемотехника в дошкольных учреждениях
Использование мнемотехники в ДОУ помогает:
- развивать память, внимание, мышление и воображение;
- повышать уровень связной речи;
- облегчать запоминание стихотворений и рассказов;
- расширять словарный запас и понимание переносного смысла слов.
Например, разучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы делает задание интересным и посильным. Загадки, связанные с изображениями, развивают образное мышление и делают обучение увлекательным.

Заключение
Мнемотехника — это эффективный инструмент в работе логопеда и дефектолога. Она помогает ребенку не только быстрее запоминать материал, но и развивать речь, мышление, воображение, а также формировать мотивацию к обучению. Использование мнемотехники в дошкольном возрасте создает основу для успешного освоения школьной программы и полноценного речевого развития.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Ребенок разговаривает во сне: что делать?
Рассказываем, почему ребенок разговаривает во сне и что делать родителям. Подробности читайте в статье.
Анализ материалов архива А. Р. Лурии: к вопросу об исследовании семантической афазии
Научное наследие Александра Романовича Лурии (1902—1977), основателя отечественной нейропсихологии, до сих пор далеко не полностью известно научному сообществу и нуждается в изучении. Огромную ценность в этой связи представляют материалы научного архива ученого. В настоящее время завершена оцифровка...
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.