Логотип

Используйте мнемотехнику для развития связной речи у детей

Мнемотехника — это эффективный инструмент, который помогает детям быстрее и легче запоминать информацию, развивать память, внимание, мышление и речь. Для логопеда и дефектолога использование мнемотехники особенно ценно в работе над связной речью, так как позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным и продуктивным.

Дошкольный возраст и формирование связной речи

Связная речь — это развернутое высказывание, включающее описание, повествование или рассуждение. Ее формирование начинается в дошкольный период, когда ребенок учится не только называть предмет, но и описывать его признаки, действия, свойства.

Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер. Поэтому речевое развитие тесно связано с развитием высших психических функций: внимания, памяти, воображения и мышления.


Что такое мнемотехника

Мнемотехника — это система приемов, которая обеспечивает успешное запоминание информации за счет образования дополнительных ассоциаций. Она опирается на особенности работы мозга: основным языком памяти являются образы, чаще всего зрительные.

Когда ребенок соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту связь. В дальнейшем воспоминание одного образа вызывает другие, связанные с ним. Именно поэтому мнемотехника так эффективна в развитии речи.

Изображение по разделу: Основные принципы и правила мнемотехники

Принципы мнемотехники

  • Легче запоминается то, что можно ярко представить.
  • Лучше сохраняется информация, с которой ребенок активно взаимодействует.
  • Запоминание эффективнее, если материал перекодирован в образы.
  • Хорошо усваивается то, что осознано и связано с другим опытом.

Задачи, которые решает мнемотехника:

  • развитие внимания, воображения, памяти и мышления;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • расширение словарного запаса;
  • обучение связной речи;
  • знакомство с буквами;
  • развитие мотивации и познавательной активности.


Использование мнемотаблиц

Мнемотаблица — это дидактический материал в виде схемы с изображениями явлений, действий или персонажей.

Этапы работы с мнемотаблицей:

  1. Рассматривание и обсуждение изображений.
  2. Преобразование символов в образы.
  3. Пересказ текста с опорой на картинки.
  4. Зарисовка таблицы ребенком.
  5. Воспроизведение таблицы по памяти.

Метод строится по принципу «от простого к сложному»: сначала используются мнемоквадраты, затем мнемодорожки и только потом — мнемотаблицы.

Изображение по разделу: Использование метода мнемотехники в речевом развитии
Изображение по разделу: Использование метода мнемотехники в речевом развитии


Приемы и методы мнемотехники

По Бодровой И.В. выделяют шесть основных методов:

  1. Метод крокирования — рисование простых схем и символов.
  2. Эйдетизм — воспроизведение наглядных образов по памяти.
  3. Метод Цицерона — привязка информации к знакомым местам.
  4. Метод трансформации — мысленное превращение одного образа в другой.
  5. Метод смысловых опор — использование устойчивой системы образов.
  6. Метод ассоциативных цепочек — связывание несвязанных картинок в единый сюжет.


Мнемотехника в дошкольных учреждениях

Использование мнемотехники в ДОУ помогает:

  • развивать память, внимание, мышление и воображение;
  • повышать уровень связной речи;
  • облегчать запоминание стихотворений и рассказов;
  • расширять словарный запас и понимание переносного смысла слов.

Например, разучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы делает задание интересным и посильным. Загадки, связанные с изображениями, развивают образное мышление и делают обучение увлекательным.

Изображение по разделу: Использование мнемотехники в дошкольных учреждениях

Заключение

Мнемотехника — это эффективный инструмент в работе логопеда и дефектолога. Она помогает ребенку не только быстрее запоминать материал, но и развивать речь, мышление, воображение, а также формировать мотивацию к обучению. Использование мнемотехники в дошкольном возрасте создает основу для успешного освоения школьной программы и полноценного речевого развития.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 10 сентября 2025 г.
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться