Логотип

Образование детей с ОВЗ. Инклюзия

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это ребенок, у которого имеются физические и (или) психические особенности развития, затрудняющие получение образования в стандартных условиях. Такие особенности должны быть подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Согласно Федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для таких детей образовательная организация обязана создать специальные условия, чтобы обучение стало для них доступным.

Приоритеты образования детей с ОВЗ

Главный принцип работы с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы, а также с задержкой и комплексными нарушениями развития — индивидуальный подход. Образовательная программа строится с учетом психофизических особенностей каждого ребенка, его актуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

Психофизическое развитие как основа инклюзивного образования

Психофизическое развитие — это неразрывное единство психического и физического развития, два взаимосвязанных аспекта, определяющих общий потенциал личности.

  • Физическое развитие включает в себя параметры роста, массы тела, пропорций, а также зрелость клеток, органов и тканей, функциональные возможности нервной и эндокринной системы.
  • Психическое развитие — это закономерные изменения всех психических процессов, появление новых функций, обогащение и усложнение уже существующих форм мышления, памяти, внимания, речи и других психических явлений.

Полноценное психофизическое развитие служит фундаментом для успешного обучения, социализации и будущей самостоятельной жизни ребёнка.

Инклюзивная практика: равные права и поддержка

Инклюзивное образование подразумевает, что каждый ребенок, независимо от особенностей развития, имеет право на обучение в комфортной, доброжелательной среде, в том числе — в массовых образовательных организациях. Ключевое условие — создание индивидуального маршрута развития и специальных условий: адаптация программ, поддержка специалистов (логопедов, дефектологов, тьюторов), технические и информационные средства.

Современная система образования ориентирована на включение детей с ОВЗ в активную, полноценную школьную жизнь, на развитие самостоятельности, социализации, раскрытие личного потенциала каждого ребенка.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.

Теги:

Файлы для скачивания

  • Законодательные основы
    1.72 MB
  • Перечень НПА по организации обучения детей с ОВЗ
    0.20 MB
  • Психолого-педагогическое сопровождение
    4.55 MB
  • Специфика психофизического развития детей с ОВЗ
    0.03 MB
  • Технология работы с детьми с ОВЗ
    0.47 MB
  • ФГОС ОВЗ 1
    0.27 MB
  • ФГОС ОВЗ 2
    1.92 MB